Классический стиль в архитектуре и интерьере – сегодня понятие широкое, включающее в себя базовые принципы построения и оформления пространств, заложенные классицизмом и сформулированные в понятии «величавая простота». Классика остается самым востребованным и жизнеспособным стилем в интерьере
Классицизм (classicus - от латинского «образцовый») как стиль в европейской архитектуре сложился в XVIII веке. Классический стиль, базирующийся на великом наследии древности, внес в архитектуру такие принципы, как простота и ясность, гармония и единство, спокойствие и величественность. Все это определяло основной принцип «величавой простоты», который воплощал классический стиль.
Сознательная ориентация на классическое наследие Греции и Рима, а так же выбор классического ордера в качестве главного декоративного элемента определили и само название стиля. Строгая мужественность классицизма пришла на смену вычурности, усложненности и многообразию форм барокко, а так же затейливости и мелкой дробности рококо.
Традиционное разделение на ранний, зрелый и поздний классицизм, принятое в архитектуре, связано с постепенным привнесением в его стилистику новых черт и особенностей. Такое разделение распространяется и на классические интерьеры, прошедшие путь от простоты и изящества 1770-х годов до пышной торжественности 1820-х. В Россию классицизм пришел как всегда из Парижа – мирового центра новых веяний и мод.
Новый экстерьер заложил принципиально иные основы для внутреннего устройства зданий. Появились прямоугольные, компактные планы, оживлявшиеся полукруглыми или прямыми галереями. Понятие жилых и парадных помещений начало смешиваться. Колонны делили их на более камерные пространства, создавали отдельные уголки, вычленяя альковы и лоджии. Излюбленным приемом расстановки колонн стало отделение ими боковых частей комнаты от средней или же воспроизведение в зале мотива четырехколонного античного атриума.
Классический ордер и римский свод использовались как декоративный прием; наложенные на стены портики, антаблементы, сложнопрофилированные карнизы стали основным элементом пластического решения залов. При этом в интерьерах в классическом стиле ценилось не обилие декора, а уравновешенность и гармоничность.
Отличительной чертой классического интерьера стала соразмерность всех частей и деталей реальному человеческому масштабу. Поэтому предпочтение отдавалось небольшим комнатам, а сами интерьеры в классическом стиле отличались большей интимностью обстановки. В оформлении использовались тонкие сочетания кремовых, голубоватых, зеленоватых тонов, так называемой жемчужной гаммы.
Новые принципы оформления коснулись всех элементов интерьера. Теперь дубовые квадраты паркетных полов совпадали с размером человеческого шага, но на смену простым щитовым паркетам пришла мода на использование самых разнообразных ценных пород дерева – паркеты теперь уподоблялись античным мозаикам. Архитекторы все чаще обращаются к природному камню, главным образом к мрамору. Им облицовывают стены, из него делают колонны, декоративные фризы, порталы дверей.
Декоративное единство осуществляется в основном за счет повторяющихся орнаментальных мотивов. Розетки, кессоны, листья аканта, головы львов и сфинксы, медузы и кариатиды повторялись на ножках стульев и кресел, на обивке мебели, в росписях стен и потолков, фарфоровых ваз и художественной бронзы. Со временем характер орнаментов менялся. В 1810-х годах в отделке начинают использоваться архитектурные детали, например, арки. А так же изображения животных и фантастических существ – грифонов, лебедей и змей. В России свое почетное место в интерьере занял двуглавый орел.
Бюро Olga Kushnareva-Leone Architecture & Design спроектировало классическую квартиру, в которой ощущается очарование старой Москвы. Небольшая квартира, площадью 95 кв. м находится в доходном доме XIX века, из ее окон открывается вид на неспешный Петровский бульвар и Высоко-Петровский монастырь. Звон его колоколов и заглядывающие в окна золотые купола создают особое, приподнятое настроение и переносят во времени на сотню лет назад.
Заказчики проекта – русско-французская семья с детьми – хотели традиционный старомосковский интерьер для временных визитов в столицу: выдержанный и в меру строгий, но с изысканными деталями, характерными для классических европейских особняков. Взяв за основу типичное жилье московской интеллигенции, дизайнеры бюро создали интерьер-праздник, с подробным декором и легкой атмосферой.
На побережье Балтики архитектор Александр Кратович реализовал масштабный проект – классическую резиденцию площадью 1300 кв. м с выразительными фасадами в духе английского палладианства и респектабельными, проработанными до мелочей интерьерами. «Я подключился к проекту на этапе, когда заказчик уже приступил к строительству дома. Но понял, что современный, модернистский проект его не устраивает. Я предложил ему совсем другую стилистику, которая больше подходила его представлениям о загородном жилье и личным предпочтениям – традиционную классику.
Сложность заключалась в том, что дом был построен уже на двадцать процентов, и пришлось привязываться к существующим планировке и фундаменту. Мое предложение было «поднять» дом выше, то есть достроить в сторону холма, а существующую построенную часть оставить одноэтажной, и сделать на крыше террасу. Там же на террасе разместилась и столовая в виде бельведера», - рассказывает архитектор. Исходную конструкцию дома обследовали и обнаружили много дефектов, из-за чего много пришлось снести или укрепить. Дом стоит на склоне холма, и требовалась надежная опора с гарантией от смещений и перекосов, поэтому фундамент использован монолитный, плитный. Фасады оформлены красно-коричневым клинкерным кирпичом ручной формовки, архитектурные детали и колонны выполнены из египетского песчаника… Из-за сложностей реконструкции работы растянулись на пять лет, но в итоге заказчики получили идеальную по стилистике и воплощению семейную резиденцию.
Дизайнер Дарья Сусекова создала парадный интерьер с историческим подтекстом: интересный, подробный, филигранно собранный. В нем гармонично соединяются элементы разных традиционных стилей: классики, барокко, шинуазри с современными дизайнерскими тенденциями. «Заказчица родом из Санкт-Петербурга, она много времени проводит в заграничных командировках. Париж, Милан, Санкт-Петербург – вот ее любимые города, классический антураж в них – норма жизни.
Поэтому квартиру в Москве она искала тоже с культурным бекгранудом», - отмечает автор проекта. Особенно ей хотелось жить вблизи Патриарших прудов, в одном из дореволюционных доходных особняков с красивой архитектурой и атмосферной парадной. «Мне досталась квартира уже после демонтажа, в ней сняли абсолютно все до кирпича, вычистили что было под полом, открыли деревянные перекрытия… Сохранились только внешние стены, все остальное следовало создать заново», - отмечает дизайнер.
Дизайнер Наталья Пантюхина оформила интерьеры исторической итальянской виллы, создав роскошную декорацию для летнего отдыха. История этой виллы, расположенной около небольшого городка Виккьо в Тоскане, насчитывает несколько веков. Впервые строительство здесь началось в XVI веке, к концу XIX века от старой постройки остался лишь фундамент, на котором в начале ХХ века был возведен статный особняк в стиле традиционного итальянского палаццо.
Так вилла приняла облик, который дошел до наших дней. Она сменила нескольких владельцев, пока не оказалась в российской семье, которая решила провести бережную реставрацию, восстановить фрески и вернуть месту былое величие.
Работа над проектом заняла несколько лет, реставрация и декорирование осуществлялись постепенно и не мешали привычной жизни семьи, которая в это время отдыхала, приглашала гостей, устраивала приемы, проводила свадьбы… Такой подход очень характерен для традиционного зодчества, когда строительство и жизнь дома идут параллельно и не мешают друг другу.
Вилла окружена двумя гектарами парка, который облюбовали павлины. На его территории помимо патио и бассейна есть еще одна уникальная историческая постройка – часовня Святой Екатерины, она придает ансамблю романтический ореол.
Заказчики архитектора Павла Бурмакина – семейная пара – приобрели готовый дом, который расположен в элитном коттеджном поселке и, как и все постройки на территории, имеет классическую архитектуру. «Заказчики хотели поддержать классическую тему в интерьере, но сделать внутренне пространство более сдержанным, лаконичным, - рассказывает автор проекта. – Мы сохранили традиционные приметы французской классики, но ушли от излишней помпезности, добавив элементы в стиле прованс и лофт».
В итоге получился светлый и уютный особняк с приятной, расслабляющей атмосферой.
Для своих постоянных заказчиков архитектор спроектировал интерьер таунхауса в Барвихе площадью 220 кв. м, превратив трехэтажное пространство со сложной структурой и разноуровневыми помещениями в удобное загородное жилье в духе старого семейного поместья. Изначально дом имел очень странную планировку с несколькими уровнями, подуровнями в половину лестничного пролета и небольшими изолированными комнатами.
«Когда мы в первый раз оказались на объекте, то подумали, что едва ли получится что-то интересное… Но, как только убрали перегородки, то внутренний объем заработал совсем по-другому, возникло ощущение большого пространства: логичного и цельного», - рассказывает автор проекта. Комфортное пространство с открытой структурой стало базой для респектабельного интерьера с приглушенной цветовой гаммой, приятными на ощупь материалами и обволакивающей атмосферой.
Заказчики дизайнера Екатерины Рудницкой – большие поклонники классического наследия, ценители исторических интерьеров и старинных вещей. «Это взрослая семейная пара, чьи дети выросли и живут отдельно, - рассказывает дизайнер. – Они хотели создать парадную квартиру для двоих в духе мягкой, облегченной классики. Без избыточного декора, с уютной, камерной атмосферой, характерной для классических итальянских и французских вилл. Достичь этого нам удалось с помощью нюансной работы с цветом, благородных материалов и деликатного декора».
Квартира расположена в комплексе промышленных зданий бывшей табачной фабрики «Ява», которые были в наше время реконструированы под апартаменты. «Нам досталось уникальное пространство площадью 180 кв. м с потолками более четырех метров – достойный классики масштаб, если бы не одно но. При такой внушительной площади в квартире всего два (пусть и панорамных) окна, да и те расположены по узкой стороне, и один канализационный стояк. Это сильно затруднило выбор оптимального планировочного решения», - отмечает автор проекта.
Архитектор Вера Герасимова построила в Новой Москве жилой дом в духе итальянских вилл: необычайно уютный, подробно декорированный, наполненный историей и традициями. Ее заказчики – семейная пара средних лет – много путешествуют, любят Италию и подлинную красоту, они мечтали о комфортном загородном жилье, не помпезном палаццо, а доме с историей и культурным бэкграундом.
Проект архитектор вела с нуля, что позволило не только по классическим канонам спроектировать двухэтажный дом, но и создать ему должное обрамление в виде одноэтажной оранжереи, водоема с фонтаном, патио и регулярного парка с растениями, характерными для средиземноморского ландшафта. В итоге получился масштабный проект, который поражает не столько объемами, сколько виртуозностью воспроизведения исторической стилистики и элегантностью декора.
Перед архитекторами бюро TaupeHOME под руководством Натальи Семеновой была поставлена задача не просто оформить интерьер дома в историческом пригороде Санкт-Петербурга, а создать настоящее «родовое гнездо», удобное для проживания большой семьи. Заказчица – успешная бизнес-леди и глава семьи – приобрела готовый двухэтажный коттедж площадью 250 кв. м вблизи Царского Села, она планировала проживать в нем вместе с детьми и внуками.
На стилистику интерьера во многом повлияло месторасположение, соседство с дворцовыми ансамблями семьи Романовых, а также любовь заказчицы к элегантному классическому стилю.
Две заказчицы – давние подруги и коллеги, вместе работают, вместе отдыхают, жить за городом они тоже решили по соседству и приобрели трехэтажный дуплекс в коттеджном поселке «Бристоль». Оформить его они пригласили архитектора Марселя Искандарова, который не только спроектировал каждой семье отдельное крыло, но и оформил интерьеры совершенно по-разному, в соответствии со вкусами двух заказчиц.
Классическая архитектура поселка располагала к созданию интерьеров с исторической тематикой, автор проекта предложил сделать ставку на классический усадебный стиль: буржуазный, по-хорошему мещанский с многочисленными декоративными подробностями, выполненными на заказ изделиями и антиквариатом. Когда оформление дома было завершено, архитектор благоустроил общий участок и спроектировал комплекс построек: гостевой дом с баней и бассейном, оранжерею, гараж и павильон для барбекю.