Стиль ар деко стал прямым наследником стиля «модерн», возникшего в конце ХIХ века в Европе, уставшей от строгих классических и пышных барочных форм. Стремление к функциональности, эргономичности и здравому смыслу породило новую величественную и сдержанную эстетику ар деко
Впервые термин «ар деко» прозвучал в 1925 году. Точнее, не термин, а краткая версия длинного названия Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes или «Международная выставка современных декоративных и индустриальных искусств» в Париже. Нельзя сказать, что стиль ар деко был рожден в Париже, но свое название он получил именно здесь. Именно в Париже он был замечен и осознан как новый исторически-культурный феномен. После выставки мода на ар деко охватила весь мир. Свой вклад в эстетику ар деко внесли европейские дизайнеры, такие как Жан-Эмиль Рульманн (мебель) и Айлин Грей (ширмы), Эдгар Брандт (изделия из кованого металла) и Жан Дюнан (инкрустированный эмалью металл). Эпоха ар деко породила и всемирно известные бренды, звездами которых стали Рене Лалик и Картье.
Однако наибольшее развитие стиль получил в США. К 30-м годам XX столетия европейское ар деко преобразилось в неоклассицим и неоампир – излюбленные стили гитлеровской Германии. В Америка же в это время возник стиль «стримлайн модерн». Термин streamline взят из аэродинамики и переводится как «линия обтекания», отсюда в «стримлайн модерне» читаются очертания предметов с выраженной линией обтекания, например, самолетов и револьверных пуль.
Стиль ар деко вобрал в себя все самое жизнеспособное, новое и яркое. От модерна он позаимствовал растительные формы и орнаменты, отказавшись при этом от его декоративности и обратившись к простым, геометрическим формам. Важную роль в развитии ар деко сыграли новые технологии. Новый стиль прибег к нехарактерным для интерьерного дизайна материалам: стекло, металл и камень. В интерьерах ар деко появились необычные сочетания никеля, алюминия, витражей, с цветным матовым и прозрачным стеклом, а также редких пород камня – оникса, мрамора, гранита. Стиль включил в свою эстетику и технические новшества, такие как лифт и телефон.
В ответ на задачи, поставленные самим временем, ар деко воплотил новую эстетику в оформлении огромных офисных пространств, мюзик-холлов, кинотеатров, океанских лайнеров.
Так же ар деко сумел конвертировать наследие колониальных культур, чрезвычайно обогативших эстетику стиля. Интересу к эстетическому наследию в значительной мере способствовали и успехи археологии: были найдены развалины Трои и Кросский дворец (столица Древней Критской империи). Так в ар деко вошла античность, архитекторы и дизайнеры широко использовали в своих проектах элементы эстетики эпохи фараонов.
Ар деко ввел моду и на экзотические материалы в интерьере: эбеновое дерево, зебрано, венге. В качестве отделочных материалов стали применяться леопардовые шкуры, кожи крокодила, ската и ящериц.
Сложно поверить, что история этой масштабной по площади и харизматичной по наполнению четырехэтажной резиденции в Подмосковье началась с краткого технического задания, записанного на диктофон.
Заказчица – успешная бизнес-леди и генеральный директор крупной компании – к оформлению собственного загородного дома подошла с позиций топ-менеджера. Выбрала несколько дизайнерских студий и провела среди них конкурс на концепцию трех зон: холла, гостиной и спальни.
«Я не присутствовала на первой встрече, мне передали только запись разговора, - рассказывает архитектор. – В ней заказчица озвучила основные пожелания: связь интерьера с экстерьером, индивидуальная вневременная стилистка с отсылками к ар-деко, авторские, но без экстравагантности решения, нейтральная цветовая палитра с нюансной деталировкой и каменный пол в помещениях первого этажа. Сначала меня смущал камень, так как почти любой мрамор имеет активный рисунок и берет на себя много внимания. Но мне удалось найти идеальный вариант – юрский мрамор, у него абсолютно нейтральный цвет и сложная текстура с включением окаменелостей». В итоге именно камень задал основную линию: мягкие бежево-песочные оттенки и тактильные фактуры объединили весь интерьер. Благодаря такому решению все 1300 кв. м воспринимаются как единое цельное пространство, очень комфортное для проживания. Нейтральный цвет хорошо подчеркивает архитектуру и пластику стен и оттеняет цветовые акценты, раритетный винтаж и искусство.
Работа над таким внушительным по задачам проектом заняла всего три года: от первых эскизов до финального декора.
В историческом центре Санкт-Петербурга дизайнер Анна Зуева оформила артистичный интерьер для временного проживания. Квартира площадью 134 кв. м расположена в клубном доме с видом на Мойку, Исаакиевский собор и Новую Голландию.
«Это мой первый проект с данным заказчиком. Сначала он обратился ко мне только за планировочным решением, но настолько проникся совместным сотрудничеством, что предложил разработать и воплотить в жизнь дизайн-проект. Особенность работы над проектом заключается в том, что я вела его дистанционно: все общение проходило в онлайн-формате и мессенджерах», - рассказывает автор проекта. Поскольку хозяева в Санкт-Петербурге бывают наездами, на отдыхе или во время командировок, главным запросом стало сочетание комфортабельности люксового отеля и особой атмосферы. Дизайнер предложила яркий и праздничный интерьер, очень насыщенный по цветам и фактурам, но вместе с тем уютный и располагающий к отдыху.
Архитектурная мастерская «Дмитрий Пшеничников и партнеры» оформила квартиру площадью 141 кв. м в клубном жилом комплексе «Итальянский квартал».
При проектировании комплекса его автор – архитектор Михаил Филиппов – вдохновлялся театром Марцелла в Риме. Архитектура дома, безусловно, повлияла на стилистику интерьера, но авторы проекта сделали ставку не на традиционную классику, а на более рафинированный, парадный и приближенный к нам по времени исторический стиль – ар-деко. «Эту квартиру мы создали для семьи сына нашего заказчика – молодых и активных людей. И вместо пышной классики предложили ар-деко, в нем соединились динамичный посыл, статус и изящество», - рассказывает руководитель мастерской Дмитрий Пшеничников.
«Квартира расположена вблизи киностудии «Мосфильм», в жилом комплексе с живописным названием «Вишневый сад».
Именно поэтому мне хотелось создать что-то уникальное, немного театральное, объединить идею размеренной загородной жизни и эффектный столичный шик», - рассказывает дизайнер Виталина Пахомова. Хозяева квартиры – семейная пара с двумя детьми-подростками – успешные и целеустремленные люди. Они поставили задачу спроектировать статусный, но без лишнего пафоса, интерьер с качественными материалами, редкими фактурами, эксклюзивными предметами, а главное – с максимально удобным функционалом.
Ключом к декоративному образу интерьера стала стилистика ар-деко, которая пронизывает все творчество дизайнера. «Этот стиль – воплощение праздника и способ отдохнуть от реальности. Он многоликий, очень смелый и объединяет в себе любовь к искусству, строгую геометрию форм, экзотические материалы и шик. Безусловно, это стиль ярких и сильных людей, и он очень подходит моим заказчикам», - отмечает автор проекта.
Для большой и очень гостеприимной семьи архитектор Татьяна Миронова оформила загородную резиденцию, создав в ней атмосферу праздника и искрящейся радости. К работе над 4-х этажным домом она подключилась, когда коробка была построена, планировка обозначена и оставалось определиться с внутренним наполнением.
Идеей интерьера стала роскошная американская классика с элементами ар-деко, подробным многослойным декором, яркими цветовыми контрастами и блестящими аксессуарами. В таком в удовольствие жить, воспитывать детей, устраивать приемы. Получился интерьер-калейдоскоп, стоит сменить угол зрения и складывается новая сложная картинка. Несмотря на звонкие акценты, экстравагантные детали и общую насыщенность предметной среды, впечатление от дома – легкость и воздушность.
Заказчица дизайнера Владимира Анда – деловая женщина и основательница семейного бизнеса. Она обратилась с предложением оформить несколько частных домов у озера в окрестностях Краснодара. Начать следовало с дома площадью 250 кв. м, над которым пытался работать другой дизайнер, но его проект не пришелся по душе хозяйке.
Заказчице близок стиль ар-деко со всей его строгостью, роскошью и величием. Дизайнер же увидел будущий интерьер более мягким, утонченным, артистичным, с иронией и неординарными решениями. «Именно такой портрет заказчицы сложился у меня в голове», - отмечает он. Уже первые эскизы основных зон: гостиной, столовой и холла чрезвычайно понравились заказчице. «Мы поняли, что наше видение дома, его функция и эстетика совпадают, и приступили к разработке всего объема», - вспоминает дизайнер.
Дизайнер Ольга Айсина оформила квартиру в стиле парижских салонов начала ХХ века, создав изящный, плотный по декору интерьер в красивой темной палитре. С заказчиками Ольга знакома давно, она сделала для них предыдущую квартиру, которая оказалась идеальной по всем параметрам, кроме площади. Поэтому, когда они приобрели квартиру просторнее, то других дизайнеров даже не рассматривали.
«Образ заказчицы напомнил мне героинь Эрте, художника, скульптора и модельера Романа Тыртова, который перед революцией эмигрировал в Париж и создал свой особый стиль: экзотический и очень прихотливый. Он придумывал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари, Лилиан Гиш, работал с ведущими театрами. Его скульптуры и литографии сегодня обладают музейной ценностью, и нам посчастливилось приобрести несколько работ. Насыщенному и яркому интерьеру в стиле ар-деко они добавили подлинности и красоты».
Заказчица бюро Copper & Tin из fashion-индустрии. Она постоянно проживает в Москве, много путешествует по миру, и иметь небольшую квартиру в Санкт-Петербурге с видом на Неву и разведение мостов мечтала давно. Поэтому, когда появилась возможность, то с большим энтузиазмом приобрела квартиру площадью 62 кв. м, расположенную в «сталинке» на первой линии Петровской набережной и обращенную на парадную часть города.
Из ее окон видны купола Троицкого собора, Летний сад и, конечно, питерские мосты. Стилистически клиентка тяготеет к достаточно лаконичным интерьерам с индивидуальными решениями и роскошными материалами. Дизайнеры предложили цельный и элегантный интерьер в духе модных европейских салонов, в которых традиции и современность образуют гармоничное единство.
Для взыскательной заказчицы команда бюро Marion Studio (дизайнер Маргарита Мельникова, архитектор Кристина Высоцкая) оформила квартиру в жилом комплексе «Литератор», придав ей сходство с роскошными салонами Эпохи Джаза. За основу была взята стилистика ар-деко, сочетание теплых сочных цветов и дорогих тактильных фактур создает почти кинематографический эффект и погружает в атмосферу «Великого Гэтсби».
Несмотря на то, что в интерьере много ручной работы (особенно сложных столярных изделий), проект шел легко и без задержек и был закончен за год. В итоге получилась эстетская квартира, полная декоративных подробностей, золотых всполохов и радости жизни.
Дизайнер Алексей Стрелюк создал эклектичный интерьер, который стал эффектным обрамлением природного пейзажа за окнами. Именно из-за прекрасного вида, близости леса и набережной заказчики и купили эту квартиру, расположенную в жилом комплексе «Рублево». Взрослая семейная пара постоянно проживает в другой стране, квартира в Москве им была нужна для временных остановок, передышек и отдыха.
«Клиенты – привержены традиционной классики. Но делать парадный интерьере в таком окружении не хотелось, поэтому мы сделали упор на ар-деко, добавили современные элементы и получили эклектичную квартиру: светлую, воздушную, существующую в диалоге с природой», - рассказывает автор проекта.