Декоратор и историк искусств Наталия Елисеева и декоратор Анна Золотарева оформили квартиру в Санкт-Петербурге, которая принадлежала внуку Николая I – великому князю Георгию Михайловичу Романову. Роскошная анфиладная квартира находится на Миллионной улице, в здании жилого служебного корпуса Ново-Михайловского дворца, построенного архитектором А. И. Штакеншнейдером в середине XIX века.
Для того времени дворец был передовым архитектурным решением, он сразу строился с электричеством, канализацией и вентиляцией. Сначала квартиру здесь занимал третий сын князя Михаила Николаевича Романова – Георгий (он много лет был куратором Музея Александра III, ныне – Русского музея). После революции на Миллионной поселился маршал Тухачевский, в гости к нему часто приходил композитор Дмитрий Шостакович, музицировал на рояле. С 1990-х годов здание стояло законсервированным, благодаря этому до наших дней в великолепном состоянии дожили лепнина, полы из пяти пород дерева, изразцовые камины, дубовые консоли, витражи в готическом стиле середины XIX века мастерской Владимира Сверчкова…
Не так давно часть этой исторической квартиры досталась коллекционеру Анне Амосовой. Перед декораторами она поставила задачу сохранить чудом уцелевшее историческое наследие, но сделать интерьер живым и обитаемым. В итоге получился многоплановый интерьер с элементами уникальной исторической отделки в духе дворцовой классики (ее авторы проекта деликатно отреставрировали), редким антиквариатом, актуальным искусством и предметами современного коллекционного дизайна. Очень плотный, насыщенный и отчасти сам существующий как эклектичный, впечатляющий арт-объект.
Квартира площадью 200 кв. м изначально имела удачную планировку, которую декораторы максимально сохранили и подчеркнули дизайнерскими приемами и аксессуарами. Новая владелица ее задумывала как парадные апартаменты в центре города, где можно проводить приемы, светские и культурные мероприятия.
Центральную часть квартиры занимает парадная анфилада, сохранившаяся с царских времен. Гостиная и столовая объединены дубовыми дверями в общее пространство, которое отражается в большом резном зеркале. Кухня расположена изолировано. Холл-галерея связывает общественные помещения с приватной частью.
Концепция интерьера – диалог классики и современности, где разные эпохи существуют на равных. Авторы проекта сохранили не только исходное положение стен, арочные элементы, архитектурные детали, но и стилистическую концепцию исторического ансамбля, в основе которой лежала модная в середине XIX века эклектика.
Они отреставрировали и дали новую жизнь уникальным образцам исторической отделки. Например, дубовым панелям в гостиной, выполненными еще в 1880 х годах в столярной мастерской А. Вунша, полочной росписи «под дерево», витражам в готическом стиле, созданным в 1884 году в мастерской «Эрленбах и Ко». Эти исторические артефакты соседствуют с современной мебелью и современным искусством: работами Кирилла Челушкина, Сергея Бондарева, Юлдус Бахтиозиной и других признанных мастеров.
Современные предметы сильнее подчеркивают аристократичную красоту исторического наследия. Так, по контрасту с действующей изразцовой печью насыщенного зеленого цвета – еще одного сокровища гостиной – подобраны обои из искусственной замши глубокого винного оттенка. Выбор их неслучаен: во время реставрационных работ на стенах комнаты нашли фрагмент оригинальных бархатных обоев именно такого цвета.
Арочные элементы малой гостиной повторяют арку конюшен Ново-Михайловского дворца, которые видны из окон. Благодаря отсутствию штор прекрасно виден и барельеф, на котором изображены конюх с лошадьми и кот, который отгоняет мышей. Арки в гостиной связывают между собой копии античных статуй, найденных на антикварных рынках Европы. Классическую эстетику дубовой гостиной подчеркивают копии барельефов с метопа Парфенона «Битва лапифов и кентавров».
Каждый антикварный предмет в квартире бережно отреставрирован. Часть элементов выполнили с помощью реставраторов Эрмитажа. Мебель и свет хозяйка и декораторы искали по всей Европе, Москве и Санкт-Петербургу. Английские стулья, французские зеркала, инкрустированные комоды, роскошное столовое серебро и хрусталь наполняют интерьер живой историей, а современное искусство транслирует философию и вкус хозяйки дома.
Комплектация объекта
Строительные и отделочные материалы и изделия
Изделия из дерева, стеновые панели, антиквариат
Дверные витражи под заказ, «Мастерская Вадима Лебедева»
Обои, поставщик Yana Svetlova Wallcoverings; Iksel Decorative Arts, поставщик Empire Design
Стеновые панели Lincrusta, поставщик «Артвилль»
Декоративный свет на заказ – изготовление «Русский модерн»
Антикварный свет, поставщики Antik & Brut, «Галерея «Цветы и Птицы»», «Бомарше»
Текстильный дизайн, «Мастерская Екатерины Лабзовой»
Ковры, на заказ – изготовление Palazzo Design
Сервировка стола парадный сервиз John Ridgway, антиквариат; скатерть Yves Delorme; хрусталь Cristal de Paris, антикварное серебро
Коллекционные книги, поставщик «Коллекция»
Ваза, «Мануфактура Рупор»
Искусство, l.e.store, «Галерея Марины Гисич»
Мебель
Холл консоль и зеркало, антиквариат, поставщик «Бомарше»; банкетка, поставщик VivaVintage
Гостиная кресла Amy Somerville, поставщик Galerie 46; шезлонг Basmaconcept; журнальные столики, на заказ; антиквариат
Столовая, антиквариат
Кухня мебель Aster Cucine, поставщик «Галерея»; антикварная консоль с мраморной столешницей, поставщик «Буфет-табурет»
Спальня кровать, поставщик «Английские интерьеры»; антикварная мебель – поставщики «Галерея «Цветы и Птицы»», «Бомарше», Antik & Brut
В рамках большого проекта «Дизайн-Перспектива 2024» состоялся VII Международный конкурс молодых дизайнеров. Из более 630 работ участников России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана жюри выбрало победителей.
«Для нашей команды интересен был вызов найти по всему миру не только подходящие этому пространству антикварные предметы, но и образцы современного искусства коллекционного уровня. На каждом этапе работ активно участвовала хозяйка квартиры Анна Амосова. Хочу выразить благодарность всем, кто проявил чуткость и заинтересованность к историческому наследию: дизайнерам Анне Золотарева, Юле Денискевич, Юле Ермаковой и архитектору Михаилу Плехову».