Проект МУАР: Екатерина II

В скульптурном дворике Музея архитектуры им. А.В. Щусева завершилась открытая реставрация мемориального монумента с бюстом Екатерины II, созданного скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским. Реставрация памятника связана с выставочным проектом «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», который приурочен к 250-летию празднования победы в Русско-Турецкой войне и заключения Кючук-Кайнарджийского мира и посвящен истории пребывания Екатерины II в Москве в течение 1775 года. 

Фоном повествования об истории жизни русского императорского двора стал архитектурный облик первопрестольной столицы времени барокко и раннего классицизма. На выставке представлены чертежи, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, всего более 180 предметов из фондов Музея архитектуры, 14-и музейных и архивных собраний. Многие графические материалы из собрания Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива экспонируются впервые. Повествование выставки сопровождается колоритными деталями: цитатами из «Записок» Екатерины II, Камер-фурьерского церемониального журнала 1775 года, ежедневно фиксировавшего происходящие императорском дворе события, и других источников.

С историей Москвы тесно переплелась и история памятника: приезд Екатерины II в усадьбу Троицкое был частью московских торжеств по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Владелец усадьбы Пётр Александрович Румянцев-Задунайский вошёл в историю решительными действиями в Русско-Турецкой войне, приведшими к заключению победного мирного договора. В день заключения Кучук-Кайнарджийского мира вместе с маршальским жезлом от государыни императрицы он получил к фамилии приставку Задунайский «для прославления опасного перехода его через Дунай», а после высочайшего визита императрицы усадьба Троицкое по желанию Екатерины стала называться Троицкое-Кайнарджи. В память об этих событиях сыном полководца – графом Сергеем Петровичем Румянцевым – в 1834 году в деревне Троицкое-Кайнарджи был установлен памятник, выполненный скульптором Василием Демут-Малиновским. 

----------------------------------------------------------------------------------
Памятник представляет собой аллегорическую скульптурную группу на едином гранитном постаменте. Центром композиции является бронзовый бюст Екатерины II в образе римской богини мудрости Минервы, установленный на пьедестале. Справа на пьедестал опирается фигура римской богини Пакс – персонификации мира. Голову богини украшает венец, в левой руке она держит жезл, а ногой попирает вьющуюся у основания пьедестала змею. «От Екатерины дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги графа Румянцева-Задунайского», – гласит надпись на пьедестале памятника.
---------------------------------------------------------------------------------------

В 1860 году памятник был перевезён из Троицкого-Кайнарджи на семейную дачу Соколовку. В 1934 году его переместили в Москву в Донской монастырь, в Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 2014 году памятник был установлен во внутреннем дворе усадьбы Талызиных на Воздвиженке, став центром экспозиции скульптурного дворика Музея архитектуры. 

Реставрация скульптурной композиции была проведена командой из 8 специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря в апреле-мае этого года. На всей поверхности памятника имелись сильные загрязнения, многочисленные следы окислов и очаги коррозии, точечные утраты… Реставрационные работы провели Владимир Симонов, художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской реставрации полихромной деревянной и каменной скульптуры ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря; Дмитрий Котов, художник-реставратор 1 категории, заведующий сектором реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ им. И.Э.; Александр Карандашев, художник-реставратор металла 1 категории, привлеченный специалист.

Мемориальный монумент с бюстом Екатерины II останется частью экспозиции скульптурного дворика Музея архитектуры. Скульптура является не только композиционной, но и тематической доминантой музейного дворика: величественное произведение искусства олицетворяет славу военных побед России, увековечивает наследие великой императрицы, которая преобразила Россию и утвердила её на мировой арене.

Увидеть отреставрированную скульптуру могут все желающие бесплатно в часы работы Музея. 

«1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное»
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Выставка открыта до 13 июля

Тэги: выставки
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Архитектор месяца