ХХХ АРХМОСКВА: архитектура как переживание

Ежегодный праздник АРХ МОСКВА завершился… Тридцатая, юбилейная выставка прошла в Гостином дворе. Победители награждены, стенды отмечены, впечатлений через край…

Итак, подведем итоги АРХ МОСКВЫ 2025, собравшей за 4 дня и одну ночь более 200 участников - архитектурных бюро, дизайн-студий, профильных учебных заведений, производителей и дистрибьюторов, государственных институций, девелоперов. Именно этому - подведению итогов большого 30-летнего пути были посвящены экспозиции, спецпроекты, обсуждения и дискуссии форума. В выставочном пространстве Гостиного двора и на семи дискуссионных площадках состоялось более 200 мероприятий отражавших главную тему выставки-форума «СУТЬ». 

Приглашая участников к открытому и честному диалогу, куратор Николай Полисский, художник и основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля «Архстояние» пожалуй, наиболее ярко сформулировал идею: «Сегодня подлинные устремления архитекторов скрыты под яркой обёрткой; их истинные возможности зажаты в тисках прагматики. Давайте ненадолго сбросим оковы и выйдем за рамки скучного благоразумия. Предъявим миру истинное лицо нашей архитектуры как есть, увидим настоящую суть нашей архитектуры, то новое, что каждый архитектор-творец может добавить к тому, что сделано до нас». Собственная экспозиция Полисского «Бозон Хиггса» стала личным ответом на главную тему, им самим же и заданную. В «Бозоне Хиггса» (по мнению ученых самой мелкой частице, из которой складывается вся материя) художник представил живопись, скульптуру и форму в равноценности, определив инсталляцию как «объемную живопись».

Большую экспозицию АРХ МОСКВЫ открыла выставка МЕТРО МОСКВЫ. 1941–1945, посвященная строительству метрополитена в годы Великой Отечественной войны. Выставка, приуроченная к 90-летию Московского метро и 80-летию Великой Победы подготовил Институт Генплана Москвы. История подземного города, в котором москвичи спасались от бомбежек, дополнена сохранившимися и запечатленными фактами истории. «Сооружено в дни Великой Отечественной войны» – доски с такой надписью установлены на семи станциях: «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская» Замоскворецкой линии и «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Партизанская» Арбатско-Покровской линии. 

Комитет по архитектуре и градостроительству во главе с Сергеем Кузнецовым, куратором стенда, главным архитектором Москвы, первым заместителем председателя МКА презентовал интерактивную инсталляцию-представление актуальных архитектурных и градостроительных решений по созданию комфортной городской среды столицы. Экспозиция Архитектура между зданий - прогулка по воображаемой улице с силуэтами архитектурных объемов, новой эстетикой фасадов, активными первыми этажами, малыми архитектурными формами, художественной подсветкой, ландшафтными решениями и паблик артом. «Между зданий» как среда благополучия, в которой ключевое благо – яркие эмоции и впечатления. Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы; дизайн стенда: бюро Osetskaya.Salov

Экспозиция Архитектура между зданий 

Архитектор года Юлий Борисов (UNK) представил стильную экспозицию макетов работ бюро UNK за 25 лет его истории, предоставив возможность увидеть современный город в развитии в непривычном фокусе - глазами зрителя. Чтобы каждый смог ощутить взаимодействие зданий и людей, погрузиться и поразмышлять над диалогом между зданием и его архитектором, пройти его путь – от идеи до реализации. Макет дополнили авторские тексты – «архитектурные заметки» Юлия Борисова о проектах, людях, заказчиках, идеях и их развитии. Заметки оказались необычайно хороши и кстати (текст ведь та же архитектура…) 

Экспозиция бюро UNK  

Была еще и авторская инсталляция в форме куба «Диалог противоположностей» – на стенде «Мастера». К инсталляции текст: «Куб — это первопричина архитектуры. Сакральная геометрия Платона, «Квадратура» Брунеллески, небоскребы Миса ван дер Роэ — вся история зодчества начинается с этой чистой формы. Куб воплощает непреложные законы: тяжесть камня, прямоту балки, холодную логику расчёта. Это архитектура, которая не просит разрешения — она стоит, потому что обязана стоять.

Но человек — не камень. Нам нужны изгибы. Скруглённые грани — это дыхание в жёсткой системе координат. Они напоминают морскую гальку, сглаженную веками, или спину животного, изгибающуюся в движении. Это архитектура, которая признаёт тело — то, как мы обходим углы, как касаемся стен ладонью, как ищем уюта в резком свете. Когда вы соединяете куб и скругление, вы не просто смягчаете форму — вы примиряете два мира.
Это не компромисс — это превращение конфликта в гармонию». 

На стенде «Мастера» - одном из основных разделов выставки АРХМОСКВА, были представлены экспозиции ведущих архитекторов России. 36 участников стенда выставили объекты, отвечающие теме выставки - скульптуры, символизирующие самый важный архитектурный приём, принцип или понятие. Эти символические скульптуры займут постоянное место на Аллее символов, которая будет открыта в арт-парке Никола-Ленивец в рамках фестиваля «Архстояние» 2025… 

В основных разделах выставки: Архитектура – Девелопмент -Материалы и решения – Технологии – Образование - было плотно и интеллектуально жарко: «планшетно-макетные» экспозиции, поражающие воображение инсталляции и арт-объекты… Например, 8-тонный арт-объект «Кристалл представления», доставленный из внутреннего двора Музея архитектуры им. А.В. Щусева специально для АРХ МОСКВЫ в амфитеатр Гостиного двора. Инсталляция из 348 стеклянных блоков «Фальконе» в каркасе из нержавеющей стали, авторы проекта Сергей Кузнецов, Иван Греков, бюро KAMEN, инженерия концерн «КРОСТ». 

Арт-объект «Кристалл представления» 

К слову, про материалы в архитектуре на АРХМОСКВЕ 2025 было богато - бетон, металл, стекло, кирпич… Традиционно и современно. Инновации и классика, коллабы (как сейчас принято называть) рождают первоклассные продукты, в которых технологии и эстетика поднимаются на новый уровень.

Экспозиция компании "Кирилл" 

Среди экспозиций обнаруживались стенды в широком диапазоне звучания. Креативные, например, экспозиция АБ kleinewelt architekten. Палатка как временное убежище и дом в чистом виде, Костёр, котелок — источник тепла и питания. Лыжи — путь, движение, возможность перемещения. Экология, простота, природа, уединение. Есть всё, но нет ничего лишнего…

Экспозиция АБ kleinewelt architekten 

Откровенно неожиданные, например, «Угольный стенд» бюро Chado. Был, впрочем, и медитативный - «Пески времени» концептуальный макет конгресс-центра на Байкале, куратор арт-концепции здания – скульптор, художник Даши Намдаков, авторы - творческое бюро Parsec и компания Laminam. Проект вдохновлен уникальным природным феноменом: камни Байкала, словно парящие над замерзшими льдами озера создают ощущение невесомости и спокойствия.

Подлинный архитектурный дзен предложило и АБ СПИЧ. Камерный уединенный павильон, полный отражений и света. Сакральное по композиции и технологичное по исполнению, самодостаточное по планировке, но наполняющееся новым смыслом при встрече с каждым новым посетителем – таким получилось пространство, которое лучше и красноречивее всего воплощает понятие «Суть». Технически павильон площадью чуть более 20 кв. м реализован как структура из пилонов треугольного и трапециевидного сечения, облицованных зеркальной нержавеющей сталью. Снаружи эти элементы получили ровные поверхности, вместе формирующие «ширму» из множества граней, тогда как внутренняя сторона каждого пилона имеет дугообразную форму, благодаря чему внутри павильона формируется своего рода подкупольное пространство со зрелищным окулюсом сложной формы… 

Экспозиция АБ СПИЧ 

Некоторые бюро, например, «СТУДИЯ 44» пошли нетрадиционным путем, представив проект «Архитектура в прямом эфире». Бюро запустило потоковое мультимедиа – Студию архитектурных подкастов в прямом эфире, в котором приняли участие не только архитекторы «СТУДИИ 44», но и представители других не менее известных проектных компаний.

 Экспозиция Студии 44

Из нестандартных выделялся проект «Новый московский стиль». Он, стиль, сложился в последние 10 -15 лет и стал предметом пристального внимания самих архитекторов и историков-теоретиков архитектуры. Новый архитектурный стиль определили по формальным признакам студенты МАРШ. Опираясь на методику, разработанную преподавателями модуля «История архитектуры и градостроительства» Еленой Борисовой и Маратом Невлютовым, определили его отличия от московской архитектуры более раннего времени и от архитектуры других городов и стран - более 10 общих признаков от планировочного до детального.

Логичным продолжением размышлений о новом московском стиле стал ландшафтный концепт. Атмосфера садов все больше проникает в архитектурную ткань города. Живые растения из питомника, ландшафтные арт-объекты, садовое освещение – это ли не «суть» пространства для отдыха?

Экспозиция BUGAEV Parks & Gardens

И пару слов про НОЧЬ на АРХ МОСКВЕ. Эксперимент удался. От событийной программы с дискуссиями, консультациями и кинопоказом до антуража. Основное освещение Гостиного двора было выключено. В пространстве воссоздан образ города, который формировали девятиметровые башни – доминанты экспозиции, они ярко освещались. Сотни свечей – метафора сути – «свет как путь» в поисках новых возможностей, смыслов и форм, а также расширения реакции между профессионалами, горящими своим делом. Автор концепции светового дизайна Иван Федянин.

И наконец, XXX юбилейная выставка-форум АРХ МОСКВА выбрала победителей. Церемония награждения прошла в лектории «Город» Дипломов за лучшие стенды выставки было больше, чем обычно.

Лучшая экспозиция, отвечающая теме выставки: три стенда Москомархитектура - «Архитектура между зданий», Музей Архитектуры – «Голоса эпох», и, конечно, бюро GAFA и MADE- ARCHSKIN - «Капсула сути»

АРХИТЕКТУРА - АБ СПИЧ, IND, ТПО Резерв, GA, Above (прошлогодние участники NEXT), WOWHAUS (стенд о театре Камала, Казань), Skuratov Architects, стенд Республики Саха (Якутия), бюро Front architecture, бюро Chado с угольным кубом.

МАТЕРИЯ АРХИТЕКТУРЫ - D-Studio с «Стоунхэндж», Центрсвет и Eclat – освещение, Макрофабрика - инженерные решения и RoofSystems.

«Лучшая экспозиция, как результат сотрудничества архитектора и компании-производителя»: экспозиция «Пески времени» Laminam+ Parsec, «Культурный палимпсест» от A 4+Шелби, экспозицию компании UMC (автор объекта – архитектор Владимир Кузьмин), стенд Алютех + UNK и союз Barka + IND.

Ночное оформление выставки - компания Maytoni, автор концепции Иван Федянин

ЛУЧШАЯ КУРАТОРСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ – бюро Katarsis, экспозиция Next (куратор Никита Токарев), большой проект Дома А-класса и первый кураторский опыт архитектурного фотографа Ольги Алексеенко – экспозицию «Огни Москвы» (партнер экспозиции - Центрсвет).

ДЕВЕЛОПМЕНТ / СТРОИТЕЛЬСТВО: ГАЛС-Девелопмент, коллаборация архитектурного бюро Blank и Ортига Девелопмент компания КРОСТ и Самолет

Лучшее архитектурное высказывание студентов. В проекте ПОСЛЕЗАВТРА, которому традиционно отдают одно из лучших мест на экспозиции, победили учащиеся Института бизнеса и дизайна с экспозицией «Идеальный студент».

Лучший проект-исследование: «Новый московский стиль» (куратор Илья Мукосей), «Панорама» (куратор Юлия Шишалова) и экспозицию, которую к 90-летию метрополитена и 80-летию Победы подготовил Институт Генплана – «Метро Москвы.1941-1945».

Лучшие общественные пространства: площадка «Арт-Лаборатория», АБ Брусника и Архитектурно-девелоперский клуб, который в этом году поддерживала ГК Спектрум.

Лучшие объекты: черный объект с гиперболизированным светом внутри - АБ Archelp, башня из бересты АБ Nomado (Якутия), башня Владимир Кузьмин и компании Bildex

ЛУЧШЕЕ МОЛОДОЕ БЮРО 2025: бюро Река, Тюмень. Проект «Чистота». Победителя спецпроекта молодых архитектурных бюро NEXT (куратор спецпроекта Никита Токарев, декан архитектурной школы МАРШ) выбирали из 10 достойных финалистов: АBAU, Plombir, ВЕЩЬ!, Архтамга, Река, UTRO, CНЕГА, Локус, Клаузура БАМ. Все представили впечатляющие инсталляции.  

Основатель выставки АРХ МОСКВА Василий Бычков объявил, что Николая Полисского в следующем году сменит на кураторском посту юбиляр этого года Тимур Башкаев, бюро АБТБ.

Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Архитектор месяца