Архитектор Оксана Лычагина
Интерьер – это не полотно картины, где художник самовыражается. Все, что делается дизайнером в интерьере, должно быть направлено на потребности человека и укладываться в формулу: «Форма-Польза-Красота». Первое – форма. Это правильное планировочное решение, которое обеспечивает разумную жизнь в пространстве. Без функционального зонирования любые работы над интерьером к достойному результату не приведут.
Сегодня очень актуальна проблема новостроек, в которых могут быть великолепно решены архитектурные задачи – многоуровневое, каскадное расположение объемов, существование здания в средовом контексте, парковые ансамбли, набережные, клумбы – все это очень эффектно. Но под квартиры отводятся неэффективные площади: 90 кв. м для однокомнатной, 140 кв. м для двухкомнатной, 300 кв.м для трехкомнатной квартиры. И сделать из них ничего полезного нельзя. Почему? Окон мало… Политика застройщика такова – продать больше метров с малым количеством окон. Это огромная проблема новых планировок. Возьмем старую архитектуру. В 70 кв. м можно сделать нормальную трехкомнатную квартиру. В этом метраже может быть 7 окон, и тогда, например, есть 10 метров (а этого достаточно) для детской маленькому ребенку, 20 метров для спальни с небольшим будуаром. Если метров чуть больше, вполне возможно организовать помещение для персонала, которому тоже должно быть отведено отдельное место… Для всего этого окна просто необходимы….Я знаю людей, владеющих квартирой в 400 метров в новостройке, в ней бродят и встречаются на каждом шагу все: дети, няни, родители, помощники по хозяйству… Казалось бы, столько метров! А сделать правильно, т.е. развести основные пути, грамотно зонировать площади, как в случае с этой квартирой, бывает невозможно!
Вслед за функциональным зонированием следует этап подбора с планом расстановки мебели. Этот пока еще приблизительный план надо обязательно утверждать с заказчиком. Вообще этот этап считаю наиважнейшим во всем процессе создания интерьера. Во-первых, для хорошего результата необходима прозрачность по бюджету. Если заказчик сразу, уже на первом этапе определяет дизайнера по бюджету, можно избежать огромной лишней работы по подбору мебели и всего наполнения интерьера. Во-вторых, есть стили, которые в маленьком бюджете сделать просто невозможно, и об этом заказчик должен быть предупрежден заранее.
В-третьих, практически на любой бюджет сегодня можно подобрать очень качественную мебель. Более того, бюджет в руках грамотного и знающего дизайнера может быть сэкономлен как минимум в 3 раза. На рынке существует огромное количество предложений – просто их надо знать! Кроме того, есть позиции, которые позволяют экономить, а есть такие, урезать которые нельзя ни в коем случае. Например, стулья или диваны… Потом они могут сильно огорчать!
Опасна ситуация, когда часть интерьера выполнена в дорогом варианте, а другая – на оставшиеся деньги, при этом заказчик сам докупает и привозит что-то. Чаще всего это не монтируется, выбивается из контекста, и интерьер просто разваливается в итоге.
Зная бюджет, дизайнер может «вытянуть» проект и цветом ,и другими элементами так, что и намека на ограничения не заметишь! Поэтому я за «прозрачность» с самого начала…
В любом случае, мы всегда должны помнить, что новое жилище для заказчика – это большое вложение, это повышение статуса, это реализация мечты. Наша задача, чтобы заказчик не порвал все жилы, оплачивая это очень дорогостоящие в любом случае событие!
Но вернемся к мебели… Подбор и расстановка мебели относятся ко второй части формулы: «Форма-Польза-Красота». Я предпочитаю сразу выбирать конкретную мебель. Определяться с заказчиком, во-первых, стилистически, во-вторых, по фабрикам. Интерьерное решение должно быть привязано к мебельному наполнению, а не наоборот. Человек не замечает стен и пола, он видит крупные предметы, но когда садится пусть даже на самый красивый в мире диван – ему, прежде всего, должно быть удобно… Итак, первично – определиться с бюджетом. Понять, что заказчик хочет и может! И предоставить ему выбор – предложить варианты уровнем выше и уровнем ниже. В мебели, как и в фэшн-индустрии, есть три основные линии: от кутюр, пред-а-порте и кежл (casual). Линии вычленяются из трех основных критериев: Имя - Время существования бренда - Качество. В зависимости от возможностей и пожеланий заказчика это может быть Fendi или крошечная фамильная итальянская фабрика с неизвестным названием, где великолепными мастерами вручную по старинным технологиям выпускается мебель антикварного качества за более чем адекватные деньги...
Когда мебель выбрана, дизайнер готовит эскизы, определяется с деталями и приемами, благодаря которым появляется как сумма третья часть формулы – Красота. На этом этапе особое внимание нужно уделить расстановке, которая очень важна. Расстояния от стен до стульев, от стульев до столов, от тумбочек до кроватей, комфортные проходы, логика и доступность – все должно быть удобно и продумано дизайнером до мелочей, из которых и складывается красота. Недопустимо, чтобы человек из-за неграмотной расстановки каждый раз вынужден был двигать к дивану стол, весом в 40 килограммов или перемещать громоздкое кресло, чтобы проникнуть в книжный шкаф, рискуя при этом поцарапать дорогостоящий паркет, отреставрировать который можно только вынеся всю эту мебель вон… Мы не можем заставлять наших заказчиков качать мышцы, чтобы жить в таком доме!