![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() |
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет передвижную выставку «Архитектура Памяти»
Война, несмотря на своё абсолютно деструктивное начало, спровоцировала небывалый подъем архитектурной мысли и всплеск проектных предложений. Следуя общему эмоциональному порыву, архитекторы искали новые, смелые, порой фантастические формы, стараясь зафиксировать собственную реакцию на окружающую действительность, увековечить память о своём времени и построить светлые и мирные города – как лучший памятник долгожданной Победы. О том, как развивалась архитектурная мысль с первых дней войны и в первые послевоенные годы, как восстанавливали разрушенные войной города, и как в архитектурно-пластических формах увековечивалась память героев и жертв Великой Отечественной войны рассказывает выставка «Архитектура Памяти».
А.Н. Душкин, А.Д. Хилькевич, Н.Д. Панченко. Пантеон героям Великой отечественной войны «Слава русскому оружию». Конкурсный проект, 1943 г.
Г. Захаров, З. Чернышева, И. Рабинович. Пантеон Героев Великой Отечественной войны. Конкурсный проект, 1943 г.
Ксения Смирнова, куратор выставки: «Военные годы и послевоенные десятилетия были временем единения, рождения новых, полных надежд идей, на основе которых потом восставали из пепла целые города. В это время появлялись уже ставшие хрестоматийными образы Родины-Матери и советского Солдата-победителя. Именно сейчас, в конце первой четверти XXI века, мы= можем оценить уникальность мемориального искусства послевоенных лет, за холодностью бетона прочувствовать искренность этих произведений, близких и понятных каждому, объединяющих всех нас. Эта выставка – про то, что память о Победе сохраняется не только в архивных документах, фото- и кинохронике, но и в самодельных деревянных памятниках и величественных ансамблях, кирпичной кладке домов, изгибах арок, линиях улиц и площадей, которые мы видим каждый день».
03. Л.В. Руднев. Музей Отечественной войны. Конкурсный проект. г. Москва, Красная площадь, 1943 г.
А.К. Буров, С.Х. Сатунц. Монумент Сталинградской эпопеи. «Храм Славы».Фасад. Первый вариант, 1944 г.
05. В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин. Проект станции метро «Новокузнецкая». Перронный зал. Перспектива, 1943 г.
Экспозицию открывает повествование о первых военных годах, о маскировке столицы, создании в 1942-1943 годах новых художественных образов станций Московского метрополитена, проектах первых мемориалов, увековечивающих память героев современности: от временных деревянных памятных знаков на местах захоронений до масштабных архитектурных комплексов, которым не суждено было претвориться в жизнь.
Московский манеж. Фрагмент фасада с нанесённой маскировочной окраской. Фото 1940-х гг. Копия.
Надвратная церковь Новоиерусалимского монастыря. Вид с востока. Фото 1944 г.
Значимый раздел выставки повествует о разрушении и послевоенном восстановлении городов. После коренного перелома в ходе военных действий перед зодчими встали важные задачи восстановления городов, реставрации поврежденных памятников архитектуры. Эти задачи позволили архитекторам исполнить свой профессиональный долг, реализовать идеи новых городских ансамблей мирных городов, противопоставляемых разрушительному началу войны, сохранить историческую память места и создать новые символы своего времени. Естественным отражением перенесённых испытаний становится тема Победы, на долгие годы ставшая лейтмотивом художественного языка архитектуры и монументального искусства.
Д.Б. Савицкий. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице и Знаменский монастырь в Новгороде. Эскиз к проекту восстановления города.
А.В. Щусев, Д.Б. Савицкий. Проект восстановления и реконструкции Новгорода. Аксонометрия, 1943 – 1947 гг.
Большая Морская улица. Вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг. Крым, Севастополь. Большая Морская улица. Панорама военных разрушений. Середина 1940-х гг.
Оценить размах и полёт архитектурной мысли, а также колоссальный масштаб проведенных работ по восстановлению городов позволят подлинные предметы из коллекции Музея архитектуры. Это авторские эскизы и чертежи выдающихся советских архитекторов: Алексея Щусева, Льва Руднева, Якова Белопольского, Ильи Голосова, Алексея Душкина, Моисея Гинзбурга, Георгия Гольца и других. Среди материалов, представленных на выставке – проекты по восстановлению Севастополя, Истры, Великого Новгорода, Сталинграда и Смоленска, уцелевшие фрагменты и обмерные чертежи разрушенного Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, материалы по спасению и реставрации Спаса на Нередице и Софии Новгородской.
Я.Б. Белопольский. Архитектурно-скульптурный ансамбль в Трептов-парке в Берлине. Вариант перспективы, 1947 – 1949 гг.
А.Т. Полянский.
Мемориал Победы в ВОВ на Поклонной горе в Москве.
Проект, 1970 – 1980-е гг.
Заключительный раздел выставки рассказывает об истории послевоенной мемориальной архитектуры, увековечивающей память героев и жертв Великой Отечественной войны: от канонического ансамбля в Трептов-Парке, созданного архитектором Яковом Белопольским и скульптором Евгением Вучетичем, до грандиозных мемориальных комплексов 1960-1970-х годов: ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, могилы Неизвестного солдата в Москве, Монумента героическим защитникам Ленинграда, ансамбля в Брестской крепости, мемориала на месте белорусской деревни Хатынь и других. Авторские архитектурные проекты, предварительные эскизы и варианты, архивные и современные фотографии познакомят зрителей с историей создания уникальных ансамблей и историей развития типологии мемориальной архитектуры.
Т. Асарис, О.Остенбергс, Л.Буковский, О. Скайрайнис,
Я. Зариньш, 1967 г.
Мемориальный комплекс на месте концлагеря в Саласпилсе.
М.М. Чураков. Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. 1975 г. Санкт-Петербург (Ленинград).
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане в Волгограде. Аллея тополей.
Е.В. Вучетич, Я.Б. Белопольский, 1960 – 1967 гг.
Фото Г.Петренко, 1975 г.
Передвижной выставочный проект будет поочередно представлен в трех городах России: Городе трудовой доблести Нижнем Новгороде, Городе трудовой доблести Улан-Удэ и Городе-Герое Смоленске.
Первыми выставку увидели жители Нижнего Новгорода: Нижегородский государственный художественный музей принял проект 11 апреля, он будет проходить в Нижнем по 1 июня 2025 года.
В Улан-Удэ, проект пройдет в Республиканском художественном музее имени Ц.С. Сампилова с 4 июля по 24 августа 2025 года.
В городе Смоленске, в Культурно–выставочном центре имени Тенишевых» выставка будет представлена с 15 октября по 30 ноября 2025 года.
Архитектор Я.Б. Белопольский со скульптором
Е.В. Вучетичем.
Фото 1950 – 1960-х гг.
Укладка трамвайных путей во время субботника
Фото И. Рабиновича, 30.06.1948 г.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: «В 2025 году каждый музей России рассказывает свою историю о Великой Отечественной войне. Мы говорим об архитектуре. И в военные годы, и еще долгое время после Победы архитекторы несли свою службу: обеспечивали светомаскировку городов, проектировали объекты военной инфраструктуры, первыми приезжали на освобождённые территории, чтобы создать условия для счастливой мирной жизни, спасти пострадавшие объекты наследия и для того, чтобы сохранить Память. Рассказ об архитектуре Победы и архитектуре Памяти – величественный и жизнеутверждающий, и, к сожалению, трагически актуальный сегодня».
И.И. Денисенко (Фотограф). Мемориал «Защитникам Советского Заполярья», 1974 г. Мурманская обл., г. Мурманск. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья». И.А. Покровский, И.Д. Бродский. Общий вид, 1977 г.
Я. Белопольский, Л. Головницкий. Мемориальный комплекс «Тыл – фронту» в Магнитогорске, 1979 г.
Е. Вучетич, Я. Белопольский.
Зал воинской славы. Памятник-ансамбль героям талинградской битвы на мамаевом кургане в Волгограде, 1967 г.
На выставке представлено более 170 предметов из коллекции Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Российского государственного кинофотодокументов и Российского национального музея музыки.
Куратор передвижного выставочного проекта – Ксения Смирнова, искусствовед, заместитель директора Музея архитектуры им. А.В. Щусева по просветительской деятельности.
Мастер-класс / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Мастер-класс / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Мастер-класс / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Мастер-класс / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Разговор на тему / все ![]() | Мастер-класс / все ![]() |
Наша задача — максимально объединить специалистов отрасли, обратить внимание на российские архитектурные бюро, а также помочь потенциальному заказчику сделать правильный выбор.
© 2011-2025 16+ ООО «АрхРевю». Авторские права защищены. Использовать материалы можно только с письменного разрешения.
Сделано sands.su
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||||
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||||
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | ![]() |