Архитектор Ольга Кушнарева-Леоне
Предметы искусства в жилом интерьере – большая профессиональная тема, ответы на которую дизайнеры ищут практически на каждом объекте. Сегодня с дизайнером Ольгой Кушнаревой-Леоне говорим о достижении гармонии интерьера и искусства, специфике размещения современных и классических предметов искусства, о «фоновом» интерьере и о специфике работы со сложившимися коллекциями…
Что подразумевает понятие гармоничный ансамбль интерьера и искусства?
Ольга Кушнарева-Леоне: Ощущение гармонии так же индивидуально, как и предпочтения в стиле или цвете. Для кого-то это должен быть «взрыв» контрастных эмоций, а кто-то предпочитает тонко вписанные в канву интерьера акценты…
Какими интерьерными средствами достигается такая гармония? Какова разница между интерьером с современным искусством и с классическим искусством?
Ольга Кушнарева-Леоне: Если есть возможность оценить коллекцию искусства заказчика до начала проектирования и предусмотреть ее размещение на стадии разработки – то это практически идеальные условия – вписать современное искусство в современные интерьеры дело техники. Немного сложнее будет подготовить площадки для смешанной коллекции. Одно удовольствие интегрировать классическое искусство в минималистические пространства – аналогия с музеем напрашивается сама собой.
С классическим интерьером и современным искусством, которое появилось у заказчика после окончания строительных работ, сложно, а иногда невозможно.
Соединение классического и современного искусства в одном интерьере – это возможно?
Ольга Кушнарева-Леоне: Для меня лично – это не только возможно, но и создает идеальную атмосферу для оценки искусства через сравнение и контраст художественных приемов, способствует максимальному раскрытию потенциала произведения через соседство с другими экземплярами коллекции. То есть все друг друга дополняет и подчеркивает.
Каково Ваше отношение к распространенной концепции «фоновый интерьер» для коллекции искусства в жилище?
Ольга Кушнарева-Леоне: Если для заказчика коллекция искусства и должна стать главным украшением дома, то только положительно. Это становится приоритетом в работе. Тут главное пояснить, что «фоновый» не значит безликий или скучный, а именно созданный под конкретную коллекцию и под конкретного заказчика.
«Предметы искусства к интерьеру» или «интерьер к предметам искусства» – как Вы работаете в двух этих концепциях?
Ольга Кушнарева-Леоне: В первом случае подразумевается, что во времени интерьер первичен, уже создан – лучше бы подобрать искусство доверили нам, или были готовы с нами его обсуждать перед приобретением.
Внедрение в готовый интерьер работы, нарушающей с точки зрения дизайнера или архитектора его целостность, может быть для автора очень болезненным. Ну а про второй случай мы уже говорили – дайте нам коллекцию, и мы создадим для нее прекрасное пространство.
Микс или коллекция предметов искусства – с чем Вы чаще имеете дело как дизайнер?
Ольга Кушнарева-Леоне: Чаще это все-таки некий жизненный багаж заказчиков – туда попадают наравне с серьезными, даже аукционными вещами и просто красивые предметы, либо дорогие сердцу памятные безделушки. Весь набор становится полноценным участником интерьерной работы. Каждому предмету находится достойное место – соответственно его ценности и статусу не только как произведения искусства, но и тому, какое место он занимает в сердце заказчика.
С коллекциями, а это часто бывают скульптуры, миниатюры, фарфор, работа технически более специфическая – кроме подбора места, надо разработать стеллаж, витрину либо систему полок, учитывая угол обзора, освещенность и другие параметры.
Коллекционер как заказчик – это особенный случай?
Ольга Кушнарева-Леоне: Безусловно. Многие решения подвергаются дополнительной оценке через призму его отношения к своей коллекции. Это отношение раскрывается в процессе работы – расставляются приоритеты и акценты. Приходится «подгонять» свое видение под раскрывающиеся в общении особенности этого отношения. Так предмет, который ты предлагал расположить в нише в коридоре – галерее, оказывается должен стоять на пьедестале напротив любимого кресла хозяина, а ваза, которой отводилось центральное место в витрине, может просто стоять «тут, на маленьком столике у камина».
Каковы Ваши личные предпочтения в искусстве?
Ольга Кушнарева-Леоне: Я неизменно предпочитаю традиционное искусство – как антикварное, так и современное. Еще очень люблю советский период. Особое отношение к авангарду. Но это, как Вы понимаете, практически недостижимая мечта для собирателя. Если удается поработать с такими картинами в коллекции заказчиков -это счастье.
Меняются ли мои предпочтения? Кардинально не меняются, но расширяются или меняют направленность.
С каким искусством работаете Вы?
Ольга Кушнарева-Леоне: В основном с современным традиционным. Иногда, если есть такая задача, покупаем антиквариат – старая качественная работа, даже если это не сам какой-то определенный мастер, а его школа или последователи, может добавить необходимую аутентичность в классический интерьер.
Есть ли любимые современные художники, скульпторы, предметные дизайнеры?
Ольга Кушнарева-Леоне: Мы работаем со многими современными мастерами и все они поражают масштабами своего таланта. Из «приобретений» последних лет, пожалуй, отмечу работу с российским художником Павлом Оринянским, известным для широкой публики прежде всего как иллюстратор книг. Он - настоящий сказочник, создающий удивительно красивый мир собственными руками.