Пшеничников Дмитрий

В проектировании современных православных храмов важно соблюдение традиций и поиск новых материалов и технологий для реализации идей…

Архитектор Дмитрий Пшеничников 

В России архитектурная традиция проектировать Храмы имеет глубокие корни. Большинство, если не все величайшие российские архитекторы проектировали множество православных храмовых сооружений в России и за рубежом. В Народном каталоге православной архитектуры – сотни больших имен русских зодчих: Осип Иванович Бове, Матвей Фёдорович Казаков, Василий Иванович Баженов, Карл Иванович Росси, Алексей Викторович Щусев, Фёдор Осипович Шехтель - великое множество Мастеров, каждый из которых спроектировал десятки Церквей. Один только Константин Андреевич Тон создал 136 объектов уникальной православной архитектуры... Великое наследие и возрождение Храмового зодчества в России – поговорим об этом с архитектором Дмитрием Пшеничниковым, основателем архитектурного бюро «Дмитрий Пшеничников и Партнеры»

Расскажите о специфике проектирования Храмов, о современных технологиях, о том, что меняется или не меняется при проектировании и строительстве

Дмитрий Пшеничников: В проектировании современных православных храмов существует две важных составляющих: соблюдение традиций и поиск новейших материалов и технологий для реализации идей.

За последние 100 лет - период, в течение которого связь с историей русского храмового строительства была оборвана, по части технологий и возможностей строительства многое изменилось.

Русское храмовое зодчество абсолютно уникально, оно не похоже ни на один пример мировой архитектуры, хотя, безусловно, подвергалось веяниям: мастера из Византии, откуда и пришло православие, создавали Новгородскую и Киевскую Софии. Но домонгольские Храмы во Владимире Успенский, Дмитровский Соборы, Покрова на Нерли, в Переславле-Залесском, Псковско-Новгородские Соборы строили уже русские мастера, которые не просто развивали традиции православного зодчества, но сделали его абсолютно самобытным. Период монгольского ига – время упадка, но сразу после традиция возродилась, появилась шатровая архитектура, был построен Храм Покрова на рву (Василия Блаженного) авторства псковского зодчего Барма Постника. Позже европейские веяния породили пышное «нарышкинское барокко» – период ориентира на Европу при сохранении непохожести. После 1812 года ценность собственных традиций вернулась, в середине XIX века появился псевдорусский стиль. Храмы, которые спроектировал Константин Тонн, не копируют, а переосмысливают русскую традицию. В начале XX века возникает русский модерн, в котором работали Алексей Викторович Щусев, Владимир Александрович Покровский, Василий Антонович Косяков – столпы русского зодчества. Они создают проекты, обогатившие русскую архитектуру.
---------------------------------------------------------------------------------------
На росписи фресок Алексей Щусев приглашал выдающихся художников: Н.С. Гончарову, М.В. Нестерова и других. Козьма Петров-Водкин в своей уникальной манере расписал одну из лестничных башен Храма во имя преподобного Сергия Радонежского, Тульская область
--------------------------------------------------------------------------------------

Революция привела к трагедии, православное храмовое искусство беспощадно уничтожалось. Но в празднование 1000-летия Христианства в 1989-1990 году началось возрождение. В Союзе Архитекторов был объявлен конкурс на создание Храма 1000-летия крещения Руси, собравший и традиционные, и авангардные проекты. Впоследствии Храм без учёта результатов конкурса был возведен на Борисовских прудах.
---------------------------------------------------------------------------------------
На протяжении всей истории православного храмового зодчества применялись самые современные технологии. Наши архитекторы разрабатывали уникальные решения, которые широко использовались по миру. Например, проект и технологию создания уникального купола Исаакиевского Собора американцы выкупили и полностью реализовали при строительстве купола Конгресса США
--------------------------------------------------------------------------------------

Наше время позволяет активно использовать ж/б монолитные и металлические конструкции, воплощая сложные формы, которые ранее невозможно было сделать в кирпиче.
Если вернуться к конкурсам Союза архитекторов, они показали, насколько далеко несведущие в понимании сакральной сущности Храма архитекторы уходят от самого главного в русском храмовом зодчестве – от внутреннего пространства.
---------------------------------------------------------------------------------------
Внутреннее пространство в православном Храме создает особую атмосферу, направляет на молитву, позволяет человеку, пришедшему в Храм, отделиться от внешнего мира, почувствовать отреченность от него. Чтобы помочь человеку не отвлекаться на внешнее, окна в Храмах располагаются выше уровня человеческого взгляда. Или декорируют их витражами.
---------------------------------------------------------------------------------------

В реализованном проекте Храма Александра Невского, расположенного на берегу Москвы-реки, недалеко от Коломенского нам удалось создать связь традиции и нового. Внешне он традиционен, вытянут вверх, но храмов в такой конфигурации объема ранее не было. Храм монолитный, безстолпный, что позволило сделать во внутреннем пространстве сложный объём с прекрасной акустикой.  

Храм Александра Невского в Москве, архитектор Дмитрий Пшеничников 

Поиски новых решений в создании православных Храмом продолжились и в следующих проектах: Храм в Страсбурге внешне отразил каноническое русское православие, он выполнен в стиле шатрового зодчества с внутренним пространством необычной современной формы со сложной конфигурацией сводов, позволившей создать уникальную акустику. Наверно впервые в православном Храме для освещения внутреннего пространства был применен отраженный свет - попытка создания ощущения Божественного света с игрой светотеней на сводах. «Светиться» пространству позволяют современные световые решения, пришедшие на смену традиционным свечным паникадилам и бра. Их потом заменили электрические лампочки накаливания, а теперь светодиодные светильники с возможностью изменения температуры света.

Храм Всех Святых в Страсбурге, архитектор Дмитрий Пшеничников 

В проекте Храма Кирилла и Мефодия для МГУ было разработано сложное внутреннее пространство со множеством световых барабанов (цилиндров) от куполов. 

Храм Кирилла и Мифодия для МГУ, архитектор Дмитрий Пшеничников 

В Храме Владимира и Ольги на улице Архитектора Власова – сложная структура сводов, в Храме Игоревской иконы Божьей Матери в Балашихе – яйцевидный купол с окнами, что дает интересно сформированное внутреннее пространство… 

Храм Игоревской иконы Божьей Материи в Балашихе , архитектор Дмитрий Пшеничников 

У каждого Храма есть имя Святого или событие, в честь которого освящался престол. Влияет ли имя Храма на архитектурный и интерьерный образ? Как выбирается место для Храма?

Дмитрий Пшеничников: Бывает по-разному. Традиционно в России «каждая дорога должна вести к Храму». Русские города формировались Посадами, и Храм являлся центром. В екатерининские времена была введена регулярная планировка городов, градостроение изменило свой принцип. Однако местоположение Храмов по-прежнему определялось по особому позволению. В наше время подход и вовсе изменился. Понимание, что Храм – это духовный маяк, ушло. Сегодня его место скорее случайное, произвольное.

Определяет ли имя? Тоже по-разному. Существует понятие Храм повторного применения. Например, Храмы в Санкт-Петербурге, Благовещенске, Харбинах были построены по одному проекту, они архитектурно идентичны, а по названию разные. Или пример - Морской Собор в Кронштадте. Василий Антонович Косяков повторил в нем Софию Константинопольскую, можно зайти туда и ощутить ее объем. А при этом Храм посвящен морской тематике.

Но бывает и по-другому. Разрабатывая проект Храма царственных Мучеников на станции Дно, мы старались сделать Императорский Храм. Поэтому в убранстве использовали богатые орнаменты, барельефы с гербами царской семьи и двуглавым орлом. Хотелось создать ощущение императорского масштаба. 

Храм царственных Мучеников в Дно, архитектор Дмитрий Пшеничников 

Расскажите подробнее об этой вашей новой работе - Храме царственных Мучеников на станции «Дно»

Дмитрий Пшеничников: Это Храм о русской Голгофе – осознанном пути, по которому пошла царская семья и приняла мученическую смерть. Голгофа началась отсюда – на станции Дно, узловой станции «Москва – Псков», «Могилев – Санкт-Петербург». Николай II с семьей должны были погибнуть, разбившись, именно здесь - для этого сразу за станцией Дно были разобраны ж/д пути. Но стрелочник по какой-то причине отправил состав в тупик…

Храм был заложен в 2018 году в день отречения Николая II от престола и в год столетия убиения Царской семьи. На сегодня строительство идет к финалу, делается освещение, заканчивается работа над музеем, который располагается в подклете. Храм небольшой, рассчитанный на 150 прихожан. В конце 2024 года рядом с Храмом был установлен памятник царской семье, сделанный нами вместе с замечательным скульптором Владиславом Ивановым.

Храм на Станции Дно – место, важное для России, место покаяния за клятвопреступление, место очень значимое для российского народа и для будущего страны. В год закладки Храма из Псковской области от станции Дно до Ганиной Ямы в Екатеринбурге прошел Крестный ход. Надеюсь, это станет традицией…  

Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Архитектор месяца / все
«Я рассматриваю интерьер как сценарий жизни конкретного человека»
Архитектор месяца / все
Интерьер как рассказ о себе…
Архитектор месяца / все
Достичь гармонии интерьера и искусства…
Архитектор месяца / все
«Мода в интерьере – это ощущение духа времени»…
Архитектор месяца / все
«Современность достойна быть на равных представлена с историческими стилями»…
Архитектор месяца / все
Архитектура как образ эпохи
Архитектор месяца / все
«Сегодня заказчик хочет понимания собственной уникальности и ее отражения в интерьере»…
Архитектор месяца / все
«В интерьерную моду входит арт, присущий именно русской традиции»
Архитектор месяца / все
«Модный интерьер – тот, который улучшает качество жизни»…
Архитектор месяца / все
«Мода на архитекторов-иностранцев у россиян окончательно прошла»…
Архитектор месяца / все
Наши интерьеры всегда с пометкой «будущее»
Архитектор месяца / все
«Все мы вправе жить как желаем»...
Архитектор месяца / все
«Мы создаем интерьеры, в которых радостно жить»…
Архитектор месяца / все
«Мы создаём дом, в который хочется вернуться»…
Архитектор месяца / все
«Заказчик нуждается в высоком базовом уровне интерьера»…
Архитектор месяца