В рамках экспериментальной лаборатории «Антихрупкость», задача которой заключалась в творческом переосмыслении культурного наследия легендарного завода фарфора Сысерти, был осуществлен «дизайнерский десант» на Урал, состоящий из декораторов, художников, мастеров графического дизайна и экспертов арт-рынка. Результатом стала первая выставка проекта «Антихрупкость» - «Бьемся за фарфор»…
Фарфоровое производство города Сысерть, расположенного в 50 км от Екатеринбурга, подлинная культурная ценность Урала, а сам город - родина писателя Павла Бажова, автора «Хозяйки Медной горы» и «Малахитовой шкатулки». А еще Сысерть - крупнейший промышленный «кластер», как сейчас принято называть, а про сути, один из исторически сложившихся развитых промышленных центров России, где уже в начале XVIII века вовсю развивалось железоделательное производство.
История предприятия «Фарфор Сысерти», где и сегодня, невзирая на полную механизацию, роспись изделий выполняется исключительно вручную, началась более 200 лет назад с многочисленных домашних гончарных мастерских. Тогда, используя качественную местную глину берега реки Сысерть, мастерские производили керамическую утварь. Местный предприниматель И. Харитонов объединив их, основал крупную мастерскую «Гончарка»…
Переименования, расширения, новые технологии обжига, художники и инженеры, привносившие в жизнь предприятия обновление и развитие - все это расширило ассортимент изделий, усложнило формы посуды, улучшило ее качество, в производстве появились изысканные сервизы, вазы и малые скульптуры из фарфора, разумеется, по мотивам бажовских сказов. Легендарный в СССР завод Сысерти был одним из четырех предприятий (Бронницы, Минеральные Воды, Гжель, Сысерть), которые занимались выпуском высокохудожественных подарочных изделий из фарфора. И подтвердил свой уровень, когда в 2000 годах сысертские мастера восстановили фаянсовый иконостас для возрождаемого Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского монастыря.
Летом 2023 года экспериментальный проект-лаборатория «Антихрупкость» инициировал два заезда арт-резиденций: на протяжении двух недель художники и дизайнеры России, живя в городе Сысерть, изучали особенности работы с фарфором, а также создавали уникальные произведения современного искусства из фарфора, вдохновляясь эстетикой народных художественных промыслов. Результатом работы и стала выставка «Бьемся за фарфор», куратором которой выступила Екатерина Елизарова, дизайнер, автор коллекций предметного дизайна.
В ходе арт-резиденций художники давали старым и знакомым объектам новые функции. Традиционные формы получали оригинальное решение: «Хозяйка медной горы» превратилась в подставку под благовония. Легендарную Уральскую розу или «розу-ругозу» украсили авторские версии орнаментов - так была переработана традиционная уральская домовая роспись, ее с середины ХХ века сысертские мастера используют на фарфоровой посуде. «Включились» дизайнеры и в тему работы с браком: фарфоровые трансформеры, собранные из отходов-осколков продукции «Фарфора Сысерти», стали творчески убедительной репликой к этой важной теме. По статистике в связи со сложностью технологического процесса производства фарфора 40% изделий на разных этапах утилизируется. Отдельным направлением стало создание новых форм: собранный 3D-принтер изделия из фарфора запросто печатал …
Выставка «Бьемся за фарфор» объединила в общем пространстве несколько функциональных зон: от истории завода и его изделий, как культовых, так и современных, до образцовых сервировок праздничных столов с использованием легендарных изделий фарфорового завода Сысерти и уникальных экспонатов проекта «Антихрупкость». Основную часть выставки составили арт-работы, созданные в процессе двух арт-резиденций. Более 300 экспонатов были не только выставлены, но и реализованы с помощью полноценного маркета, что бесспорно послужило популяризации проекта.
Объединение ярких представителей творческих отраслей: мастеров графического дизайна, декораторов, дизайнеров и экспертов позволили придумать, реализовать и достойно презентовать проект «Бьемся за фарфор» как историю обращения к отечественной культуре и к ее ценному художественному наследию.
«Антихрупкость» - второй успешный проект «Агентства развития Сысерти» (организован в 2018 году, учрежден городскими активистами). Первый – «Лето на заводе» позволил превратить руины железоделательного завода в дизайнерский центр с культурной программой, лекториями, арт-резиденциями и эффектными торговыми рядами, являющийся точкой притяжения для тех, кто увлечен историей и культурой России.