
«Война и мир. Наташа» по мотивам оперы Сергея Прокофьева, созданный под руководством Михаила Кислярова, музыкальный руководитель Радомира Красавина, хореография и пластика Михаил Кисляров, Алёна Фролочкина, концертмейстер Жанна Жусупова, технический директор Сергей Палюхин, художник-оформитель Ольга Долгалева, зукорежиссер Иван Цыганков, художник по свету Даниил Измеров
Декорация как сумма смыслов
В Театральном центре «На Страстном» 21 - 23 июня состоялись показы трех спектаклей, созданных в рамках режиссерской лаборатории Международной летней театральной школы СТД РФ – 2025. Спектакли стали результатом совместной работы режиссеров России, стран СНГ и зарубежья и молодых артистов. Три больших работы в постановке и оформлении мэтров и в исполнении молодежи стали яркими высказываниями на тему современного театра. Три языка: танец, опера и декламация легли в основу театрального повествования. Но не только они. Во всю силу «прозвучала» и сценография, неотъемлемая часть любого спектакля.
Как известно, драматургия задает направление, в котором выстраивается визуальный сценический образ. А сценография оптимизирует восприятие зрителя, иными словами, помогает зрителю влиться в контекст. Наиболее явно отличие современного театрального дизайна выражается в его подчеркнутой лаконичности, в минимализме. Но, по сути, современная декорация не просто сменила форму, она стала сложной суммой смыслов, квинтэссенцией режиссерской идеи.
Сценический дизайн, переставший быть статичным фоном, на котором разворачиваются события, уже не «задник» повествования. Он - полноправная часть происходящего.
Так, в танцевальной постановке «Неуместные паузы» наряду с современной хореографией в виде пластических этюдов на сцене бытовые предметы обихода: кровать с панцирной сеткой, роль которой в процессе действия расширяется от лежака до раскручивающейся центрифуги бытия. Бабушкин шкаф – герой превращений, портал времени, манящая пустота, в которой исчезает и возрождается все. Стол. Телевизор. Они «живут» взаимодействуют с актерами, меняются, раскрывают свое концептуальное значение как часть общего смысла…






Танцевальный спектакль «Неуместные паузы». Постановка, хореография Александра Конникова и Албертс Альбертс, музыкальное действие Николай Полухин, идея декораций и костюмов Албертс Альбертс, технический директор Сергей Палюхин, художник-оформитель Ольга Долгалева. Фото: Егор Николаев
В спектакле «Война и мир. Наташа» по мотивам оперы Сергея Прокофьева сценография предельно минималистична: черный кабинет, белый рояль и 10 венских стульев. «Все рождается в голове режиссера, - говорит Михаил Кисляров, - А в работе с художником проявляется и художественное решение. В случае с оперой «Война и мир. Наташа» вопрос заключался в том, куда посадить концертмейстера. Он стал центром, поэтому в центре появился рояль. И по краю рампы - стулья, очень расхожий, очень выразительный предмет». Взаимодействуя с сюжетом, с актерами, со светом, стулья здесь - совсем не мебель. Они, как и все, встроены в повествование: создают порядок или хаос, выражают сплоченность или препятствия и, в конечном итоге, драматизм.





«Война и мир. Наташа» по мотивам оперы Сергея Прокофьева, созданный под руководством Михаила Кислярова, музыкальный руководитель Радомира Красавина, хореография и пластика Михаил Кисляров, Алёна Фролочкина, концертмейстер Жанна Жусупова, технический директор Сергей Палюхин, художник-оформитель Ольга Долгалева, зукорежиссер Иван Цыганков, художник по свету Даниил Измеров. Фото: Егор Николаев
В спектакле «Илиада. Там и тогда», современной интерпретации фрагментов эпической поэмы Гомера «Илиада», основным сценографическим элементом стали камни. «Дизайн спектакля, а точнее визуализированную композицию диктует драматургический материал. Текст подсказывает любое решение – смелое, свободное, самое авангардное или самое консервативное, - комментирует Искандер Сакаев, художественный руководитель лаборатории драматического спектакля, - В спектакле «Илиада. Там и тогда» камни, свет, пространственные линии, квадраты троянской крепости – возникали в процессе репетиций и формировались в единую концепцию. В таком подходе всегда есть вызов – артисту нечем прикрыться, но это и хорошо, актер - на крупном плане. Все работает на него»...





«Илиада. Там и тогда», художественный руководитель лаборатории драматического спектакля Искандер Сакаев, художник-оформитель Ольга Долгалева. Технический директор - Сергей Палюхин. Художник по свету спектакля - Данила Козырицкий, Кауфман Евгения. Звукорежиссер Яна Дзичковская. Фото: Егор Николаев
Международная летняя театральная школа — флагманский проект Союза театральных деятелей России, который с 2007 года объединяет молодых артистов из России и зарубежных стран. Главная цель проекта – объединить лучших представителей молодого поколения современного театра для обучения, обмена опытом и создания нового творческого продукта на основе традиций, рожденных русским театром. За 18 лет работы в проекте приняло участие более 1000 участников из 60 стран и 100 российских городов. За это время Международная летняя театральная школа стала площадкой для рождения новых идей и профессиональных знакомств. В этом году здесь обучаются 50 молодых артистов, режиссеров и хореографов из девяти стран. Участники летней школы из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Волгограда, Дзержинска, Екатеринбурга, Иваново, Казани, Кирова, Луганска, Мегиона, Мирного, Мичуринска, Оренбурга, Перми, Рязани, Севастополя, Сергиева Посада, Солнечногорска, Томска, Уфы, Якутска, а также из Ниццы (Франция), Кокшетау (Казахстан), Сеула (Южная Корея), Минска (Беларусь), Еревана (Армения), Ташкента (Узбекистан), Бишкека (Кыргызстан) и Баку (Азербайджан) прошли обучение в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород».