Книга о гостинице «Москва»

Музей архитектуры им. А.В. Щусева выпустил книгу «Гостиница «Москва»: зеркало архитектурных перемен», автор Юлия Старостенко

Книга является первым научным исследованием долгой истории проектирования и строительства здания гостиницы «Москва». Оно основано на комплексе уникальных источников – проектных материалов, документов из крупнейших государственных архивных собраний, а также широкого круга публикаций и изданий 1930-х годов.

Здание гостиницы «Москва» наряду со станциями первых линий Московского метрополитена является символом реконструкции советской столицы 1930-х годов. Гостиница была открыта 20 декабря 1935 года и в этому году могла бы праздновать свое 90-летие. И хотя историческое здание было снесено еще в 2003-2004 годах, многочисленные мифы и легенды до сих пор подменяют реальную историю рождения этого знакового сооружения, главный фасад которого, вопреки замыслу авторов, получился ассиметричным. Книга объемом 464 страницы содержит 509 иллюстраций – графических листов, чертежей и фотографий из собраний Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Музейного объединения «Музей Москвы», Государственного исторического музея, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея А.С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Центрального государственного архива города Москвы, Российского государственного архива кинофотофонодокументов.

В четырех главах – «Место», «Проект», «Авторы» и «Здание» – детально прослеживается история разработки проекта гостиницы, начиная с 1931 года и вплоть до 1970-х годов, когда ее строительство было окончательно завершено. В каждой главе эта история дополняется широким контекстом, цель которого – помочь разобраться в описываемых событиях и сюжетах тем, кто неравнодушен к архитектуре, но не является профессиональным исследователем.  

Презентация издания состоится в Музее архитектуры им. А.В. Щусева 15 июля 2025 года.

Во время подготовки книги были уточнены многие факты из архитектурной истории гостиницы «Москва» 1930-х годов. Например, было установлено, что знаменитый большой зал ресторана гостиницы открылся только в 1939 году, несмотря на то, что был готов в 1936 году, а широко известное благодаря фильму «Цирк» (1934 года) кафе на крыше гостиницы начало проектироваться уже после выхода фильма в прокат. В книге впервые в связи с разработкой проекта гостиницы «Москва» звучат не только имена Алексея Викторовича Щусева, Леонида Ивановича Савельева и Освальда Андреевича Стапрана, но также Ивана Владиславовича Жолтовского, Никифора Яковлевича Тамонькина, Александра Владимировича Куровского, Исидора Ароновича Француза и многих других, внёсших свой вклад в итоговый облик здания. Эволюция архитектуры здания от первых проектов, выполненных в формах «современной архитектуры» 1920-х годов, до итогового проекта 1934 года, воплотившего представления о новом пути развития советской архитектуры в русле классической традиции, рассматривается на фоне разраставшегося конфликта внутри авторского коллектива. Сам конфликт предстает как закономерный, хотя и печальный итог больших трансформационных процессов, которые переживали в те годы архитектурное сообщество и профессиональная архитектурная деятельность. Важной составляющей книги являются впервые собранные в ней многочисленные предложения по завершению здания гостиницы, появлявшиеся с конца 1930-х годов вплоть до начала строительства новых корпусов по площадям Революции и Свердлова (ныне – Театральной) в начале 1970 х годов.

«Уже в процессе работы над книгой стало понятно, что эта история гораздо больше и глубже истории одного здания в традиционном её понимании. Каждый этап проектирования сначала первой очереди строительства гостиницы «Москва» в 1930-е годы, а потом и второй в поздние 1930-е, 1950–1970-е, был отражением процессов, происходивших в советской архитектуре тех лет – от стилистических поисков до форм организации самого процесса проектирования. В результате, архитектурная история гостиницы дала уникальную возможность с качественно новых позиций увидеть многие знаковые сюжеты из истории отечественной архитектуры ХХ века, а, возможно, нащупать новые пути их изучения. Еще одним результатом работы над книгой стало уточнение ряда важных моментов в биографии А.В. Щусева, имя которого носит Музей архитектуры».

В презентации 15 июля примут участие:

• Наталья Шашкова – директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева
• Алексей Гнедовский – генеральный директор ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал»
• Елена Фесенко – генеральный директор ООО «Издательский дом Лингва-Ф»
• Юлия Старостенко – автор книги, ученый секретарь Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Модератор: Анатолий Оксенюк – заместитель директора по научной работе Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Событие можно посетить бесплатно, необходимо пройти предварительную регистрацию по ссылке. Книгу можно приобрести в магазине Музея архитектуры.

Музей архитектуры им. А. В. Щусева выражает благодарность ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» и лично Алексею Дмитриевичу Гнедовскому за поддержку настоящего издания.

Об авторе:
Старостенко Юлия Дмитриевна, кандидат архитектуры, ученый секретарь Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Исследователь истории советских архитектуры и градостроительства. Специалист по истории архитектурно-градостроительного развития Москвы 1920-1930-х годов и Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Автор более 140 научных публикаций.

Справочная информация:
Первая глава книги помогает читателю увидеть тот квартал Охотного ряда старой Москвы, на месте которого в 1931 году началось строительство гостиницы Моссовета, впоследствии получившей имя «Москва». Отдельный раздел главы посвящен ранее не изучавшейся проблеме «гостиничного кризиса» 1920-х годов, который и положил начало идее строительства грандиозной гостиницы в самом центре советской столицы.
Материалы второй главы дают уникальную возможность во всех деталях проследить, как рождался итоговый проект здания, призванный стать олицетворением нового курса советской архитектуры, увидеть работу архитекторов и услышать их мнение как о творчестве друг друга, так и о получившемся в итоге архитектурном сооружении. Красной нитью через всю вторую главу проходит история осуществления постоянно перерабатывавшегося проекта, рассматривается вклад инженеров и конструкторов в архитектурное решение здания, раскрываются причины асимметрии главного фасада гостиницы.
Третья глава посвящена конфликту внутри авторского коллектива, набиравшего силу по мере работы над проектом и вышедшего в публичное поле в 1937 году после публикации в газете «Правда» письма Л.И. Савельева и О.А. Стапрана «Жизнь и деятельность архитектора Щусева». Из этой главы читатель узнает, как проходило разбирательство по «делу Щусева», услышит доводы известного архитектора в свою защиту и узнает, какие последствия имел конфликт для всех его участников.
В четвертой главе освещаются завершение строительства первой очереди гостиницы в 1930-е годы и долгое проектирование ее второй очереди на протяжении 1950–1960-х годов, завершившееся достройкой здания к 1977 году.
Эпилог книги рассказывает о судьбе исторического здания в 2000-е годы. 

Крупным планом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Архитектор месяца
Активныедискуссии