Пшеничников Дмитрий

Современный Храм. Каков он?

 Архитектор Дмитрий Пшеничников

Дмитрий Пшеничников, архитектор, автор более сотни проектов самого широкого спектра, руководитель архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры», основанной более 20 лет назад; член Союза Архитекторов России; член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Синоде Русской Православной Церкви, лауреат государственной и множества профессиональных премий. Сегодня мы поговорим об одном из особенных направлений – Храмовой архитектуре, которой отведено немалое место в работе архитектора. Один из последних проектов Дмитрия Пшеничникова - Храм для МГУ…

Работа над проектом Храма для МГУ, буквально грандиозного в объеме и художественном решении, отсылающего к Собору Покрова на Рву (Храму Василия Блаженного), начата Вами еще в 2016 году. На сегодня проект прошел согласование в Москомархитектуре и продолжает дорабатываться. Расскажите о нем подробнее

Дмитрий Пшеничников: Этот Храм – один из немногих, который создан не по инициативе РПЦ, а по желанию преподавательского коллектива МГУ. Еще одно отличие проекта –создание комплекса, в который входит Храм и многофункциональный духовно-просветительский Центр с конференцзалом, библиотекой, издательским отделом, а также Музеем памяти Святых, окончивших МГУ и преподававших в нем. Часть музейной экспозиции будет отведена памяти ученых, чьи труды и научные изыскания внесли вклад в подтверждение концепции нематериалистичности сущего…  

Храм для МГУ. Проект 

Для Храма найден очень яркий образ. Как он появился?

Дмитрий Пшеничников: Архитектура Храма – образное воплощение письма в кириллице, образ алфавита, перекочевавший в архитектурную стилистику. Храм имеет 27 куполов (по количеству книг в Новом Завете). Он представляет собой огромный бесстолпный Собор на 1300 человек со сложным освещением, для создания которого будут применяться современные инженерные системы и материалы.  

Храм для МГУ. Проект  

В процессе проектирования разрабатывалось много вариантов. Изначально по желанию В.А. Садовничего, ректора МГУ, который хотел, чтобы Храм был виден из окон университета, он проектировался высотой 85 метров, в результате согласований его высота уменьшилась до 47 метров. Сокращение высоты привело к возникновению в проекте трех подземных этажей, что серьезно удорожило процесс. На сегодня оптимизация по стоимости вылилась в идею создания двух отдельных зданий: Храма и Центра.  

Храм для МГУ. Проект  

Помимо основной архитектурной деятельности, охватывающей самый широкий спектр от проекта аэровокзала Шереметьево (Терминал D), отелей и частных вилл до ювелирной реставрации объектов культурного наследия, Вы давно занимаетесь проектированием Храмов. Как в России, так и за рубежом. Расскажите об этих проектах

Дмитрий Пшеничников: За 30 лет работы спроектировано немало... Начиная с 1995 года, когда в составе группы архитекторов я работал в Храме Христа Спасителя над созданием Зала Церковных Соборов и до сего дня Храмовое зодчество - большая часть моей деятельности. Первым самостоятельным проектом стал деревянный Храм-Часовня в Смоленской области (2000 год), затем появились Храмы в Псковской области, московские проекты: Часовня на Даниловском кладбище и бесстолпный Храм Александра Невского на берегу Москва-реки, Храмовый комплекс в Катыни – на месте Голгофы Российской, возведенный в память о жертвах репрессий.  

Храм Александра Невского, Москва 

Из последних работ - Храм в Страсбурге, Франция, (2019 год), ставший представительством Русской Православной церкви на территории Евросоюза (Страсбург - вторая столица ЕС). Храм всех Святых задумывался как «частица России».  

Храм всех Святых, Страсбург, Франция 

Храм необычен тем, что выполненный в стиле русского шатрового зодчества он совершенно нестандартен внутри. Его особенность в сложных потолках и отраженном свете: системы освещения–прожекторы подают свет наверх и формируют необычайный эффектный свет.  

Храм всех Святых, Страсбург, Франция 

Ночное внутреннее освещение своим решением передаёт ощущение восприятия Божественного света, источника которого не видишь, и он льётся отовсюду. Он очень удачно расположился на городских каналах Страсбурга, так, что заходящие в город корабли первым делом видят именно его. 

Храм всех Святых, Страсбург, Франция 

Сейчас подходит к концу работа над Храмом во Пскове, он обосновался у платформы «Дно», той самой, где российский император Николай II отрекся от престола. Этот Храм - дань памяти о трагическом событии в нашей истории…  

Часовня на Даниловском кладбище 

Современный Храм. Каков он? Насколько веяние времени сказывается на облике современных храмовых построек?

Дмитрий Пшеничников: Это непростой вопрос. Несомненно, прогресс всегда находит отражение в архитектуре, и архитекторы ищут способы решать и Храмовые постройки, в том числе, в современном ключе. Являясь членом Экспертного совета при Синоде Русской Православной Церкви, считаю этот процесс вполне закономерным и естественным. Мы широко используем, например, монолитный железобетон, современные материалы и инженерные системы, благодаря этому можно создавать яркие образы. Что касается формы – идут поиски…  

Храм всех Святых, Страсбург, Франция 

Назовите знаковые современные Храмовые постройки, возведенные недавно?

Дмитрий Пшеничников: Один из самых интересных, на мой взгляд, Московский Храм Святителя Николая в Павшинской Пойме (Красногорск). Авторы проекта московские архитекторы Андрей Оболенский и Александр Колосов нашли лаконичное и изящное архитектурное решение, которое дополняют светодиодные светильники, подсвечивающие купола.  

Московский Храм Святителя Николая в Павшинской Пойме. Авторы проекта Андрей Оболенский и Александр Колосов 

Одновременно, есть и Свято-Троицкий православный собор в Париже: безликие квадратные объемы, слившиеся с фасадами близлежащих домов, и положенные на крышу купола …  

Свято-Троицкий православный собор, Париж 

Традиционно Православный Храм воспринимается как квинтэссенция красоты: стоящий на возвышенности Дом Бога. Он всегда красивее всего, что его окружает…

Дмитрий Пшеничников: И при этом в православном Храме форма – не главное. Главное – внутри, оно сокровенно, сокрыто и нуждается в сбережении. В угоду современной форме опасно потерять внутреннее содержание. И спроектировать Храм как нечто обыденное или забавное. Поэтому поиски формы продолжаются…  

Храм Святого благоверного князя Александра Невского, Москва 

Храмовый комплекс Катынь 

Храм-часовня Смоленской иконы Божьей Матери Одигидрия в селе Тёмкино Смоленской области. 

Крупным планом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация