Интерьер небольших квартир имеет свои особенности. Создавая такой интерьер, архитектор или дизайнер сталкивается с жестким ограничением по площади. Одновременно с этим его задача – создать вполне функциональный проект, где гармонично могли бы сосуществовать все зоны, включая технические помещения.
Работа над созданием интерьера небольших квартир начинается с глубокого изучения личности заказчика. Его возраст, интересы, образ жизни и увлечения в конечном итоге определяют дизайн маленьких квартир. Приступая к созданию планировочного решения, архитектор должен точно ориентироваться в запросах заказчика. Учитывая жесткие ограничения по метражу, дизайнер следует потребностям заказчика и с точностью до сантиметра высчитывает расположение всех совместно намеченных необходимых зон. В интерьере небольшой квартиры для семейной пары приоритеты могут быть отданы одним помещениям, для студента – другим.
В одних случаях необходимо максимально расширить общую зону, так как это соответствует задаче создать комфортную площадку для гостей заказчика, в других – уделить большее внимание приватным зонам, включая площадь санузла, а иногда и использовать площадь балкона, превратив его в полноценное помещение квартиры. Кроме того, создавая дизайн небольшой квартиры, архитектор способен совместить в одной зоне несколько функций, например, зону гостиной грамотно совместить с элементами кабинета.
Кроме вопросов, касающихся решения планировочных задач, перед архитектором встает вопрос выбора стилистического решения. Дизайн проекты небольших квартир фото которых предложены на нашем сайте, убедительно демонстрируют: сочетать приемы оформления следует с особой осторожностью. Если за основу выбран современный стиль, то чаще всего архитекторы используют яркое доминантное решение в виде выполненных в единой концепции столярных изделий – панелей, конструкций и прочего, или, например, натурального камня в виде мраморных слебов, плит и плиток, использованных в оформлении стен и полов.
В классическом интерьере небольших квартир архитекторы искусно применяют и другие виды декора: лепнину, текстиль, роспись стен. Какой бы стиль не избрали автор и заказчик, дизайн интерьера небольших квартир должен быть точно исполнен по цвету. Общая гамма интерьера – его стен и потолков определяет цвет всех основных составляющих: дверей, других столярных изделий, мебели и текстиля.
При оформлении квартиры в ранней «сталинке» вдохновением для дизайнера Екатерины Бочаровой стали картины современных палехских художников по мотивам лаковых шкатулок. Заказчица – большая поклонница таланта мастеров Галины и Алексея Жиряковых, она хотела раскрасить белый интерьер красками, как холст, и украсить живописью в стиле древнего русского промысла.
«Исходник» дизайнеру достался сложный, но интересный: высокие потолки, большие окна и деревянные перекрытия – все это, чтобы поддержать атмосферу и сохранить дух времени, требовало огромного внимания к каждой детали. «Квартира была в относительно нормальном состоянии, учитывая, что до продажи в ней жила семья с пятью детьми. Но, к сожалению, исторических деталей практически не сохранилось, кроме разве что фрагмента предположительно дореволюционного паркета. Его мы обнаружили при демонтаже напольного покрытия в одном из помещений под современным слоем, но никакие профессиональные экспертизы не проводили. А вторая историческая особенность – мусоропровод на кухне, который мы, естественно, заложили. Деревянные окна, лепные карнизы, двери с филенками – все новое, но в стиле интерьеров того времени», - рассказывает автор проекта, которой удалось создать убедительный исторический интерьер с современным уровнем комфорта.
Дизайнер Светлана Андреева-Щепетева (студия M.A.D Interiors) любит работать с историческими интерьерами. Поэтому, когда появилась возможность приобрести квартиру в бывшем доходном доме в центре Ростова-на-Дону, она посчитала ее большой удачей. «Эту квартиру мы с мужем купили в разгар пандемии и оформили ее так, чтобы она напоминала о путешествиях по старинным городам Европы: Брюсселю, Амстердаму, Лиссабону», - рассказывает дизайнер.
Исходное состояние квартиры было удовлетворительным, последний ремонт в ней проводился ориентировочно в 1950-х годах, поэтому она смогла избежать губительных последствий «евроремонта». Многие элементы интерьера неплохо сохранились: дубовый паркет, высокие двери, лепнина, открывшаяся после снятия линолеума старая напольная доска в кухонной зоне требовали бережной реставрации. «Смыв побелку с потолков, в части помещений мы решили оставить открывшуюся текстуру. В ванной сохранили массивные деревянные балки, которые были спрятаны за низким потолком. При реконструкции кабинета мы обнаружили дранку и решили сохранить ее красивый рисунок, оформив его лаком и сделав контрастным фоном для барочной консоли с зеркалом», - отмечает автор проекта.
Заказчики увидели публикацию одного из интерьеров дизайнера Татьяны Красиковой и пригласили на встречу. Молодая семейная пара с ребенком приобрела квартиру площадью 90 кв. м в малоэтажном доме 1990-х годов постройки в тихом московском переулке, рядом с историческим зданием посольства Франции.
Окна квартиры выходят во двор, где ощущается старая столичная неспешность. «Симметричные эркерные окна, большая ванная комната с окном, несколько несущих колонн и ригели на потолке, которые нужно обыграть – лучший исходник и представить сложно»! – отмечает дизайнер. Ранее здесь был сделан основательный ремонт, возведены кирпичные перегородки, покрытые толстым слоем штукатурки. От морально устаревшей отделки заказчики согласились избавиться без сожаления, чтобы получить актуальный классический интерьер с элементами ретро и современной живописью.
«Самым сложным был демонтаж старой штукатурки, она была сделана на совесть! Строители ее сняли, зачистили до основания потолки и стены, а потом приступили к возведению новых перегородок, окраске поверхностей и монтажу гипсовой лепнины», - рассказывает дизайнер.
В самом сердце Петроградской стороны, в доме с исторической парадной и метлахской плиткой на полу дизайнер Полина Афонская создала квартиру с атмосферой дореволюционного Петербурга. Ее заказчики – молодая супружеская пара, постоянно проживают в Европе, эта квартира для них – отдушина и второй дом, олицетворение питерской культуры со всей ее многогранностью и мягкими оттенками северной природы.
Квартира площадью 83 кв. м расположена в старом жилом фонде. Широкие подоконники, старинная кирпичная кладка и вид из окна на реку Карповка выгодно отличают ее от современного жилья. Дизайнер стремилась максимально сохранить исторический колорит, усилить ощущение аристократического Петербурга с помощью антиквариата и винтажных предметов. Работа шла точечно, с вниманием к каждой детали и потому неспешно. Три года понадобилось на то, чтобы филигранно обыграть преимущества квартиры с историей и создать элегантный светский интерьер.
Дизайнер Ольга Копосова оформила для себя квартиру на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге и создала светлый, воздушный и очень легкий интерьер, который прекрасно компенсирует нехватку солнечных дней в Северной столице. Квартира площадью 80 кв. м находится в новом доме в центре города.
Изначально она была всем удобна и хороша (современная архитектура, окна на три стороны света, приятный вид на дореволюционные здания и скверы), и лишь небольшая высота потолков (в черновом варианте – 2800 мм) требовала деликатного вмешательства в пространство.
Чтобы обойтись без устройства коробов и занижения высоты, необходимых при монтаже приточно-вытяжной системы, дизайнер установила кондиционеры, блоки которых спрятаны в верхние шкафчики кухни и гардеробной. А мечту о гипсовых встроенных светильниках компенсировала увеличенными дверными проемами (все межкомнатные двери в квартире до потолка).
В Санкт-Петербург дизайнер переехала из Мурманска. Жизнь на севере накладывает свои отпечатки на стилистику и цветовые решения: хочется больше света, тепла, уюта. Поэтому она сделала интерьер, в котором нет ярких кричащих цветов, текстурных обоев, только белый цвет, природные материалы и акценты в виде дизайнерской мебели и предметов искусства. Исключительно европейский подход.
Дизайнер Елена Сидорина оформила квартиру для творческой пары, которая любит насыщенные природные интерьеры и особенно сочетание зеленого и терракотового цветов. На эстетику интерьера во многом повлияло расположение квартиры в старом жилом фонде: низкий потолок (всего 2,6 м), узкий коридор и старый ремонт, оставшийся от предыдущих хозяев вдохновил дизайнера на образ квартиры-шкатулки с разнообразными фактурами, игрой теней и полутонов.
«Заказчики – семья режиссера и сценариста – хотели интерьер, который будет восстанавливать силы после напряженного съемочного дня и вдохновлять на творческую работу. С яркими, но естественными цветовыми акцентами, натуральными материалами, тактильный и позитивный», - отмечает дизайнер.
Для заказчиков из фэшн-индустрии дизайнер Елена Притула создала интерьер, который поражает своей гармонией, выверенными пропорциями и уместностью деталей. Он как глоток свежего воздуха для людей, которые профессионально занимаются искусством, работают с тканями, цветами, фактурами и орнаментами. Пространственная чистота здесь доведена до совершенства, дверные проемы и окна задают оси, формируют красивые перспективы, элементы декора перекликаются друг с другом формами и силуэтами.
И монохромная палитра – одно из пожеланий заказчиков – совсем не кажется скучной, напротив, она еще более подчеркивает пластику предметов и служит нейтральным фоном для произведений современного искусства, которые коллекционируют хозяева.
Вдохновением для квартиры послужила классическая архитектура дома, построенного в 1948 году в лучших традициях сталинского ампира. «Заказчики долго «караулили» квартиру именно в нем, и, когда ее наконец удалось купить, мы отнеслись к истории дома со всем должным уважением. Парижские интерьеры тоже вдохновляли – ну как же без них, учитывая, что хозяева связаны с fashion», - отмечает дизайнер. Высокие потолки, хорошая освещенность, удачная планировка с анфиладами, лаконичный традиционный декор – та основа, из которой получился филигранный сплав сдержанной классики и брутального минимализма.
Дизайнеры Ольга Седова и Прохор Машуков (бюро ONLY Design) около десяти лет назад прибрели квартиру в одном из сталинских домов 1950-х годов постройки на Новопесчаной улице, сделали ремонт, который на тот момент отражал их восприятие действительности. Получился стильный, очень подробный, наполненный деталями и предметами искусства, но достаточно монохромный, интерьер. За прошедшее время предпочтения дизайнеров изменились, да и пандемия с локдауном вдохновила на яркие краски, захотелось движения, радости, иронии.
«И, чтобы не сидеть сложа руки, мы создали более яркую и веселую версию нашего интерьера. Взяли радикальные цвета для гостиной и спальни, на какие вряд ли отважатся наши заказчики: желтый, красный, изумрудно-зеленый. Точкой отсчета стали скульптуры Тани Антошиной из серии «Астронавты»: достаточно яркие и вместе с тем сложные», - рассказывают дизайнеры. В общей сложности они переделывали квартиру около года, делали это постепенно, сами при этом никуда не переезжали. До съемки добрались только через два года, когда все сложилось в эпатажный, полный знаковых для хозяев-собирателей современного предметов искусства предметов и ценителей винтажа интерьер.
Заказчик SE design buro (дизайнеры Снежана Цуцаева и Евгения Дубровская) приобрел эту квартиру едва ли не только ради одного лишь вида на дом-мастерскую Константина Мельникова. И для него, и для дизайнеров она стала чистым экспериментом, вдохновленным знаменитым памятником архитектуры.
Квартира площадью 70 кв. м расположена в одном из корпусов клубного дома Artisan. Молодому человеку она понравилась своей локацией (тихие Арбатские переулки), размером и видом из окна спальни на шедевр конструктивизма. Именно памятник архитектуры 1920-х и вдохновил дизайнеров на проект: с чистой архитектурной формой, геометрическими объемами, тотальным белым цветом, контрастирующим со строгой и ритмичной отделкой дверей, оконных рам, бара. В итоге получился интерьер вне времени: эргономичный, с элементами сканди и ретро и эстетикой русского авангарда.
Перед дизайнером Диной Салаховой стояла задача создать квартиру в стилистике дорогого отеля. Она спроектирована для семейной пары, которая много работает и приходит домой отдохнуть от городской суеты. Поэтому комфорт, нейтральная обстановка и создание атмосферы, где каждая деталь радует глаз, были в приоритете.
Кроме того, заказчица просила предусмотреть гардеробную и рабочее пространство, большое и удобное спальное место и роскошную отдельностоящую ванну, чтобы можно было расслабиться. А заказчику были необходимы домашний кинотеатр и отдельное, личное пространство с душевой в санузле.
Квартира площадью 86 кв. м находится в современном жилом комплексе в центре Москвы. Несмотря на рациональный план в виде правильного прямоугольника с центральным входом, пространство достаточно сложное с точки зрения расположения окон в квартире и естественного освещения. Все окна размещены в торцах, а окна гостиной, к тому же, выходят во внутренний дворик, окруженный другими корпусами дома, так что в этой части квартиры практически всегда темно. Сгладить архитектурные особенности позволила теплая цветовая гамма, нюансная работа с фактурами и акцентами, а также разнообразные сценарии освещения.
Ремонт занял чуть больше года. Безусловно, возникали какие-то сложные моменты непосредственно на стройке, но решались они в штатном режиме, все работы шли быстро и слаженно.