Интерьеры в классическом стиле

Классический стиль: гармония и простота

Классический стиль в архитектуре и интерьере – сегодня понятие широкое, включающее в себя базовые принципы построения и оформления пространств, заложенные классицизмом и сформулированные в понятии «величавая простота». Классика остается самым востребованным и жизнеспособным стилем в интерьере

Классический стиль: принципы построения и оформления

Классицизм (classicus - от латинского «образцовый») как стиль в европейской архитектуре сложился в XVIII веке. Классический стиль, базирующийся на великом наследии древности, внес в архитектуру такие принципы, как простота и ясность, гармония и единство, спокойствие и величественность. Все это определяло основной принцип «величавой простоты», который воплощал классический стиль.

Сознательная ориентация на классическое наследие Греции и Рима, а так же выбор классического ордера в качестве главного декоративного элемента определили и само название стиля. Строгая мужественность классицизма пришла на смену вычурности, усложненности и многообразию форм барокко, а так же затейливости и мелкой дробности рококо.

Традиционное разделение на ранний, зрелый и поздний классицизм, принятое в архитектуре, связано с постепенным привнесением в его стилистику новых черт и особенностей. Такое разделение распространяется и на классические интерьеры, прошедшие путь от простоты и изящества 1770-х годов до пышной торжественности 1820-х.  В Россию классицизм пришел как всегда из Парижа – мирового центра новых веяний и мод.

Классический стиль в интерьере

Новый экстерьер заложил принципиально иные основы для внутреннего устройства зданий. Появились прямоугольные, компактные планы, оживлявшиеся полукруглыми или прямыми галереями. Понятие жилых и парадных помещений начало смешиваться. Колонны делили их на более камерные пространства, создавали отдельные уголки, вычленяя альковы и лоджии. Излюбленным приемом расстановки колонн стало отделение ими боковых частей комнаты от средней или же воспроизведение в зале мотива четырехколонного античного атриума.

Классический ордер и римский свод использовались как декоративный прием; наложенные на стены портики, антаблементы, сложнопрофилированные карнизы стали основным элементом пластического решения залов. При этом в интерьерах в классическом стиле ценилось не обилие декора, а уравновешенность и гармоничность.

Отличительной чертой классического интерьера стала соразмерность всех частей и деталей реальному человеческому масштабу. Поэтому предпочтение отдавалось небольшим комнатам, а сами интерьеры в классическом стиле отличались большей интимностью обстановки. В оформлении использовались тонкие сочетания кремовых, голубоватых, зеленоватых тонов, так называемой жемчужной гаммы.

Новые принципы оформления коснулись всех элементов интерьера. Теперь дубовые квадраты паркетных полов совпадали с размером человеческого шага, но на смену простым щитовым паркетам пришла мода на использование самых разнообразных ценных пород дерева – паркеты теперь уподоблялись античным мозаикам. Архитекторы все чаще обращаются к природному камню, главным образом к мрамору. Им облицовывают стены, из него делают колонны, декоративные фризы, порталы дверей.

Декоративное единство осуществляется в основном за счет повторяющихся орнаментальных мотивов. Розетки, кессоны, листья аканта, головы львов и сфинксы, медузы и кариатиды повторялись на ножках стульев и кресел, на обивке мебели, в росписях стен и потолков, фарфоровых ваз и художественной бронзы. Со временем характер орнаментов менялся. В 1810-х годах в отделке начинают использоваться архитектурные детали, например, арки. А так же изображения животных и фантастических существ – грифонов, лебедей и змей.  В России свое почетное место в интерьере занял двуглавый орел.

Показать:
Светлая историческая квартира в сталинском доме (31 фото)
Тип: Частные Объект: Квартира Небольшая квартира Общая площадь: 116 кв.м.
Автор проекта
Бочарова Екатерина
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

При оформлении квартиры в ранней «сталинке» вдохновением для дизайнера Екатерины Бочаровой стали картины современных палехских художников по мотивам лаковых шкатулок. Заказчица – большая поклонница таланта мастеров Галины и Алексея Жиряковых, она хотела раскрасить белый интерьер красками, как холст, и украсить живописью в стиле древнего русского промысла.

«Исходник» дизайнеру достался сложный, но интересный: высокие потолки, большие окна и деревянные перекрытия – все это, чтобы поддержать атмосферу и сохранить дух времени, требовало огромного внимания к каждой детали. «Квартира была в относительно нормальном состоянии, учитывая, что до продажи в ней жила семья с пятью детьми. Но, к сожалению, исторических деталей практически не сохранилось, кроме разве что фрагмента предположительно дореволюционного паркета. Его мы обнаружили при демонтаже напольного покрытия в одном из помещений под современным слоем, но никакие профессиональные экспертизы не проводили. А вторая историческая особенность – мусоропровод на кухне, который мы, естественно, заложили. Деревянные окна, лепные карнизы, двери с филенками – все новое, но в стиле интерьеров того времени», - рассказывает автор проекта, которой удалось создать убедительный исторический интерьер с современным уровнем комфорта. 

Историческая квартира с современным искусством (24 фото)
Тип: Частные Объект: Квартира Общая площадь: 200 кв.м.
Автор проекта
Елисеева Наталия
Соавтор(ы)
Золотарева Анна
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Декоратор и историк искусств Наталия Елисеева и декоратор Анна Золотарева оформили квартиру в Санкт-Петербурге, которая принадлежала внуку Николая I – великому князю Георгию Михайловичу Романову. Роскошная анфиладная квартира находится на Миллионной улице, в здании жилого служебного корпуса Ново-Михайловского дворца, построенного архитектором А. И. Штакеншнейдером в середине XIX века.

Для того времени дворец был передовым архитектурным решением, он сразу строился с электричеством, канализацией и вентиляцией. Сначала квартиру здесь занимал третий сын князя Михаила Николаевича Романова – Георгий (он много лет был куратором Музея Александра III, ныне – Русского музея). После революции на Миллионной поселился маршал Тухачевский, в гости к нему часто приходил композитор Дмитрий Шостакович, музицировал на рояле. С 1990-х годов здание стояло законсервированным, благодаря этому до наших дней в великолепном состоянии дожили лепнина, полы из пяти пород дерева, изразцовые камины, дубовые консоли, витражи в готическом стиле середины XIX века мастерской Владимира Сверчкова…

Не так давно часть этой исторической квартиры досталась коллекционеру Анне Амосовой. Перед декораторами она поставила задачу сохранить чудом уцелевшее историческое наследие, но сделать интерьер живым и обитаемым. В итоге получился многоплановый интерьер с элементами уникальной исторической отделки в духе дворцовой классики (ее авторы проекта деликатно отреставрировали), редким антиквариатом, актуальным искусством и предметами современного коллекционного дизайна. Очень плотный, насыщенный и отчасти сам существующий как эклектичный, впечатляющий арт-объект. 

Классическая квартира на Петровском бульваре (16 фото)
Тип: Частные Объект: Квартира Небольшая квартира Общая площадь: 95 кв.м.
Автор проекта
Кушнарева-Леоне Ольга
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Бюро Olga Kushnareva-Leone Architecture & Design спроектировало классическую квартиру, в которой ощущается очарование старой Москвы. Небольшая квартира, площадью 95 кв. м находится в доходном доме XIX века, из ее окон открывается вид на неспешный Петровский бульвар и Высоко-Петровский монастырь. Звон его колоколов и заглядывающие в окна золотые купола создают особое, приподнятое настроение и переносят во времени на сотню лет назад.

Заказчики проекта – русско-французская семья с детьми – хотели традиционный старомосковский интерьер для временных визитов в столицу: выдержанный и в меру строгий, но с изысканными деталями, характерными для классических европейских особняков. Взяв за основу типичное жилье московской интеллигенции, дизайнеры бюро создали интерьер-праздник, с подробным декором и легкой атмосферой.

Классическая резиденция в Юрмале (41 фото)
Тип: Частные Объект: Дом Резиденция Общая площадь: 1200 кв.м.
Автор проекта
Кратович Александр
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

На побережье Балтики архитектор Александр Кратович реализовал масштабный проект – классическую резиденцию площадью 1300 кв. м с выразительными фасадами в духе английского палладианства и респектабельными, проработанными до мелочей интерьерами. «Я подключился к проекту на этапе, когда заказчик уже приступил к строительству дома. Но понял, что современный, модернистский проект его не устраивает. Я предложил ему совсем другую стилистику, которая больше подходила его представлениям о загородном жилье и личным предпочтениям – традиционную классику.

Сложность заключалась в том, что дом был построен уже на двадцать процентов, и пришлось привязываться к существующим планировке и фундаменту. Мое предложение было «поднять» дом выше, то есть достроить в сторону холма, а существующую построенную часть оставить одноэтажной, и сделать на крыше террасу. Там же на террасе разместилась и столовая в виде бельведера», - рассказывает архитектор. Исходную конструкцию дома обследовали и обнаружили много дефектов, из-за чего много пришлось снести или укрепить. Дом стоит на склоне холма, и требовалась надежная опора с гарантией от смещений и перекосов, поэтому фундамент использован монолитный, плитный. Фасады оформлены красно-коричневым клинкерным кирпичом ручной формовки, архитектурные детали и колонны выполнены из египетского песчаника… Из-за сложностей реконструкции работы растянулись на пять лет, но в итоге заказчики получили идеальную по стилистике и воплощению семейную резиденцию.

Классическая квартира на Патриарших прудах (23 фото)
Тип: Частные Объект: Квартира Общая площадь: 122 кв.м.
Автор проекта
Сусекова Дарья
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Дизайнер Дарья Сусекова создала парадный интерьер с историческим подтекстом: интересный, подробный, филигранно собранный. В нем гармонично соединяются элементы разных традиционных стилей: классики, барокко, шинуазри с современными дизайнерскими тенденциями. «Заказчица родом из Санкт-Петербурга, она много времени проводит в заграничных командировках. Париж, Милан, Санкт-Петербург – вот ее любимые города, классический антураж в них – норма жизни.

Поэтому квартиру в Москве она искала тоже с культурным бекгранудом», - отмечает автор проекта. Особенно ей хотелось жить вблизи Патриарших прудов, в одном из дореволюционных доходных особняков с красивой архитектурой и атмосферной парадной. «Мне досталась квартира уже после демонтажа, в ней сняли абсолютно все до кирпича, вычистили что было под полом, открыли деревянные перекрытия… Сохранились только внешние стены, все остальное следовало создать заново», - отмечает дизайнер.

Вилла с павлинами (43 фото)
Тип: Частные Объект: Дом Общая площадь: 800 кв.м.
Автор проекта
Пантюхина Наталья
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Дизайнер Наталья Пантюхина оформила интерьеры исторической итальянской виллы, создав роскошную декорацию для летнего отдыха. История этой виллы, расположенной около небольшого городка Виккьо в Тоскане, насчитывает несколько веков. Впервые строительство здесь началось в XVI веке, к концу XIX века от старой постройки остался лишь фундамент, на котором в начале ХХ века был возведен статный особняк в стиле традиционного итальянского палаццо.

Так вилла приняла облик, который дошел до наших дней. Она сменила нескольких владельцев, пока не оказалась в российской семье, которая решила провести бережную реставрацию, восстановить фрески и вернуть месту былое величие.

Работа над проектом заняла несколько лет, реставрация и декорирование осуществлялись постепенно и не мешали привычной жизни семьи, которая в это время отдыхала, приглашала гостей, устраивала приемы, проводила свадьбы… Такой подход очень характерен для традиционного зодчества, когда строительство и жизнь дома идут параллельно и не мешают друг другу.

Вилла окружена двумя гектарами парка, который облюбовали павлины. На его территории помимо патио и бассейна есть еще одна уникальная историческая постройка – часовня Святой Екатерины, она придает ансамблю романтический ореол.

Французский дом в Подмосковье (32 фото)
Тип: Частные Объект: Дом Общая площадь: 400 кв.м.
Автор проекта
Бурмакин Павел
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Заказчики архитектора Павла Бурмакина – семейная пара – приобрели готовый дом, который расположен в элитном коттеджном поселке и, как и все постройки на территории, имеет классическую архитектуру. «Заказчики хотели поддержать классическую тему в интерьере, но сделать внутренне пространство более сдержанным, лаконичным, - рассказывает автор проекта. – Мы сохранили традиционные приметы французской классики, но ушли от излишней помпезности, добавив элементы в стиле прованс и лофт».

В итоге получился светлый и уютный особняк с приятной, расслабляющей атмосферой.

Классический таунхаус в Барвихе (26 фото)
Тип: Частные Объект: Дом Таунхаус Общая площадь: 220 кв.м.
Автор проекта
Бурмакин Павел
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Для своих постоянных заказчиков архитектор спроектировал интерьер таунхауса в Барвихе площадью 220 кв. м, превратив трехэтажное пространство со сложной структурой и разноуровневыми помещениями в удобное загородное жилье в духе старого семейного поместья. Изначально дом имел очень странную планировку с несколькими уровнями, подуровнями в половину лестничного пролета и небольшими изолированными комнатами.

«Когда мы в первый раз оказались на объекте, то подумали, что едва ли получится что-то интересное… Но, как только убрали перегородки, то внутренний объем заработал совсем по-другому, возникло ощущение большого пространства: логичного и цельного», - рассказывает автор проекта. Комфортное пространство с открытой структурой стало базой для респектабельного интерьера с приглушенной цветовой гаммой, приятными на ощупь материалами и обволакивающей атмосферой.

Квартира в духе итальянских вилл (22 фото)
Тип: Частные Объект: Квартира Общая площадь: 180 кв.м.
Автор проекта
Рудницкая Екатерина
Средняя оценка
Ваша оценка
0 голосов
0
Ваша оценка 0.0
Концепция

Заказчики дизайнера Екатерины Рудницкой – большие поклонники классического наследия, ценители исторических интерьеров и старинных вещей. «Это взрослая семейная пара, чьи дети выросли и живут отдельно, - рассказывает дизайнер. – Они хотели создать парадную квартиру для двоих в духе мягкой, облегченной классики. Без избыточного декора, с уютной, камерной атмосферой, характерной для классических итальянских и французских вилл. Достичь этого нам удалось с помощью нюансной работы с цветом, благородных материалов и деликатного декора».

Квартира расположена в комплексе промышленных зданий бывшей табачной фабрики «Ява», которые были в наше время реконструированы под апартаменты. «Нам досталось уникальное пространство площадью 180 кв. м с потолками более четырех метров – достойный классики масштаб, если бы не одно но. При такой внушительной площади в квартире всего два (пусть и панорамных) окна, да и те расположены по узкой стороне, и один канализационный стояк. Это сильно затруднило выбор оптимального планировочного решения», - отмечает автор проекта.

Итальянская вилла в Подмосковье (37 фото)
Тип: Частные Объект: Дом Резиденция Общая площадь: 774 кв.м.
Автор проекта
Герасимова Вера
Средняя оценка
Ваша оценка
1 голосов
5
Ваша оценка 0.0
Концепция

Архитектор Вера Герасимова построила в Новой Москве жилой дом в духе итальянских вилл: необычайно уютный, подробно декорированный, наполненный историей и традициями. Ее заказчики – семейная пара средних лет – много путешествуют, любят Италию и подлинную красоту, они мечтали о комфортном загородном жилье, не помпезном палаццо, а доме с историей и культурным бэкграундом.

Проект архитектор вела с нуля, что позволило не только по классическим канонам спроектировать двухэтажный дом, но и создать ему должное обрамление в виде одноэтажной оранжереи, водоема с фонтаном, патио и регулярного парка с растениями, характерными для средиземноморского ландшафта. В итоге получился масштабный проект, который поражает не столько объемами, сколько виртуозностью воспроизведения исторической стилистики и элегантностью декора.

Обсуждение (1)
еще
Архитектор месяца