Франчян Елена, Матвеев Борис

Проектирование света

Настенный светильник

Настенный светильник (ансамбль из нескольких штук) внешнего холла квартиры. Латунь-хрусталь. Латунь покрыта тонким слоем серебра, хрусталь Сваровски, размер 50Х25.

Проектирование света является очень важной, если не самой главной частью дизайна. Свет и тень формируют пространство, шлифуют и прячут проектные недостатки, подчеркивают и выделяют достоинства. Там где не удалось решить ту или иную задачу с помощью планировки, драпировки или цвета, на помощь приходят свет и тень. Помимо общих проектных задач, которые решаются с помощью света и тени, такие элементы освещения, как люстры или бра, являются таким же мощным дизайнерским инструментом при формировании комфортного пространства как, например – камин, фонтан или окно, с открывающимся интересным видом. Именно по этой причине, мы не можем позволить «чужому» дизайнерскому предмету, стать сердцем проектируемого и декорируемого нами пространства, и с большим вниманием относимся к проектированию основных декоративных источников света.

Наш процесс проектирования организован по известной диалектической формуле: «От общего к частному и от частного, обратно к общему». В начале определяется ключевой образ, общая форма, высота подвеса, протяженность над плоскостью и т.д. Затем делается набросок предполагаемой конструкции. Законы «сопромата» никто не отменял и к каждой абстрактной форме любого предмета, будь то здание, сооружение, предмет мебели или обыкновенная люстра, должно быть подведено конструктивное обоснование. После формирования общей конструкции и формы, в зависимости от стилистической необходимости происходит наполнение объекта – орнаментами, декоративными деталями и другими предметами декора. Затем, полученный конструктивно-продуманный, функционально оправданный и украшенный объект, еще раз окончательно причесывается. Убирается все лишнее, окончательно корректируется количество светоточек, форма и материалы.

Потолочная люстра над обеденным столом

Потолочная люстра над обеденным столом. Латунь-хрусталь. Латунь покрыта тонким слоем серебра, хрусталь Сваровски, размер 120Х100

В первую очередь, проектирование отдельного декоративного источника света определяется назначением и габаритами пространства, в котором этот источник размещается. Есть прописные истины, которые всегда учитываются при создании светильников. Например, любая люстра над обеденным столом должна иметь определенный объем и высоту. Столовая – место общения, где не просто собираются люди, но есть и тостующие. Как бы ни хотелось удивить дизайном, мы понимаем, что люстра должна быть комфортной для глаз не только сидящих, но и стоящего человека. Поэтому минимальной отметкой по высоте размещения светильника становится граница 180 см. Все, что ниже этой границы – дискомфортно. Освещение входной зоны тоже требует особого подхода. Если позволяет высота потолка и объем пространства, дизайнерской люстрой можно не просто удивить, но и превратить ее в предмет искусства. Такой светильник обязательно возьмет на себя впечатление, но функционально обеспечить пространство светом не сможет. Он не даст возможности поправить макияж или детально рассмотреть костюм при входе или выходе из дома. Поэтому необходимо продумать дополнительные параметры, например, подсветку нижнего яруса…. В спальнях мы стараемся ничего не размещать на потолке, кроме росписей. Вместо этого используем закрытый свет с регуляторами яркости…

Второй значительный фактор – как должен быть распределен свет вокруг источника. Каким он должен быть, ярким, направленным, локальным, отраженным, все это будет влиять на вид, форму и материал будущего светильника. Например, для люстры может быть использован хрусталь Сваровски, который вспыхивает радужным светом от лампы накаливания (хрусталь Сваровски особенно любят заказчики, на каждой подвеске такой люстры выгравирована буковка «S»). При этом хрусталь, может быть заменен оптическим стеклом, которое ничем не уступает по эстетическим характеристикам и по стоимости – не порядок ниже. В настоящее время возникла серьезная проблема с заменой ламп накаливания на энергосберегающие. Эта ситуация коренным образом меняет подход к материалу. Хрусталь не «работает» с энергосберегающими лампами, утрачивает ослепительный эффект. А вот стекло продолжает «работать». Мы научились «обходить» эту проблему, прибегая к пескоструйной технике, применяемой к стеклянным элементам изделия.

Потолочный светильник в холле

Потолочный светильник в холле. Крепится к потолку. Латунь-хрусталь, размер 40Х80

Важным фактом, влияющим на будущий дизайн и внешний вид светильника, является его обслуживание: замена ламп, доступность стеклянных поверхностей для уборки и чистки и т.д. Общий декоративный стиль окружающего пространства, целиком формирует будущий вид светильника. На чем будет строиться подход к проектированию этого предмета интерьера? На гармоничном вписывании в окружение или на контрасте и конфликте? Это так же один из важных вопросов, который необходимо учитывать. Ну и конечно, одним из очень важных параметров, который напрямую будет влиять на внешний вид проектируемого светильника, это ограничения по его будущей массе. От этого во многом зависят и габариты светильника и материалы, из которого он будет создаваться. Например, в светильниках для санузлов мы используем только стеклянные элементы – за ними проще ухаживать, чем за хрусталем.

К непосредственной разработке светильника как предмета интерьера, к его проектированию, детальному прорисовыванию и вычерчиванию, мы приступаем одновременно с началом «рабочего» проектирования, когда под будущие настенные и потолочные светильники предусматриваются специальные «закладные детали». Хотя основная форма, габариты и эстетическая нагрузка, которые будут присущи этим светильникам, начинают проявляться еще на раннем этапе «зонирования» пространства. На стадии так называемого «фор эскиза», когда в проект только закладываются эмоциональные акценты и «полюса внимания», которые будут потом акцентировать на себе внимание и держать весь проект. Для нас, как для проектировщиков, важно понимание задачи, которую мы ставим перед собой. Если целью проекта светильника не является создание «стилевого антипода» окружению, то в целом, все характеристики, присущие основному стилю, так же будут свойственны и проектируемому светильнику.

Люстра (ансамбль светильников) для кессонного потолка

Люстра (ансамбль светильников) для кессонного потолка. Чтобы придать направленность свету, спроектированы декоративные ушки. На латунь нанесен декоративный мотив орнамента стен. Латунь – стекло, сатинированное пескоструйкой, размер 40Х40.

Свои уникальные особенности есть у каждого стиля. Во многом на внешний вид светильников, принадлежащим по стилю тем или иным эпохам влияет технический прогресс того времени. В классических люстрах и настенных светильниках – это формы, напоминающие свечные канделябры, где вместо лампочек стояли свечи. На этом мотиве выстаивается вся форма и конструкция светильника. В эпоху Ар-деко, начинается активное использование декоративного стекла. Сам источник света уже не просто открыт и оформлен в хрустальное ожерелье, как в классических люстрах. Стекло играет роль декоративной ширмы и работает на просвет. На стекле появляются орнаментальные мотивы, за счет цвета стекла - меняется цветность освещения и впечатление от красок и цвета в интерьере начинает быть управляемым.

Самым сложным стилем для проектирования предметов является «минимализм», когда не понятно, как это держится, на чем висит, откуда светит. Не видно деталей и узлов, не понятно из чего это сделано и как работает. Подобные проектные работы требуют от дизайнеров знаний последних новых технологий и свойств материалов. Частое обращение Российских архитекторов к западным компаниям-производителям света, связано с тем, что любое изготовление современной электротехнической детали требует высокотехнологичного производства. Как только речь идет о современном дизайне и технологиях, тут наилучшим примером сегодняшней ситуации может быть наша автомобильная промышленность. Задачи и у «нас» и у «них» одни: комфорт, технологичность, безопасность и красота. А вот результаты – совершенно противоположные.

Люстра-ананас

Люстра-ананас для салона-библиотеки. Бронза-хрусталь, размер 200Х160

Как и в любом интересном и гармоничном пространстве, «пространственные акценты» и «пространственное ровное окружение» не могут жить друг без друга, а замечательно друг друга дополняют. Композиция из одних «акцентов» будет вульгарной и кричащей. А пространство, где все ровное, блеклое и одинаковое – будет очень скучным. Именно поэтому, при проектировании светильников, мы не только допускаем создание «акцентных изделий», но и всячески способствуем их появлению в наших интерьерах, в балансе с гармоничным фоновым окружением.

Как и во всем, что создается нами в процессе проектирования, основная сложность находится на стыке перехода дизайнерской идеи в материальное воплощение. Идея – раскрепощенная, легкая и стремительная. Материя – тяжелая, неповоротливая, живущая по своим строгим законам. Процесс материализации любой идеи – будь то проект здания или проект маленькой люстры, одновременно очень увлекателен и очень тяжел. На каждом шагу нас подстерегают всевозможные разочарования и сложности, связанные с невозможностью воплотить ту или иную идею без потерь. Из-за технологических барьеров, ограничений свойств у материалов, превышений лимита по массе или по суммарной мощности всех светоточек, нам постоянно приходится находить новые и нестандартные дизайнерские решения. Но как показывает опыт, чем сложнее задача и условия проектного воплощения, тем ярче, эффектнее и изящнее, получаемый в конце результат!

Работа в стилевом секторе XVIII – XIX, начала XX века, особых проблем с дизайном и производством светильников в России не доставляет. Здесь очень важен профессионализм самого архитектора или дизайнера. Если взять изделия фабрик Moscatelli, Faustik или ведущих австрийских производств светильников и самому архитектору понять, в чем состоят ключевые моменты, повторить их в чертежах со всеми атрибутами, элегантно решив измененные под конкретную задачу узлы, все это вполне возможно воплотить без потерь и в разы дешевле.

Крупным планом
Настенный светильник Потолочная люстра Потолочный светильник Настенный светильник Декоративное бра Эскиз интерьерного ансамбля из бра Люстра Эскиз потолочного светильника Люстра-ананас Люстра над столом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Разговор на тему / все
Жизнь искусства в интерьере

С предметами искусства нам, к радости, выпадает работать часто. Чаще это не серьезная музейная коллекция, а небольшая коллекция любимых предметов - мелкая пластика, небольшие картины, предметы из экзотических стран. Привезенные из путешествий, купленные на блошиных рынках или унаследованные они дороги владельцам независимо от стилистки их дома.

Разговор на тему / все
Люблю вещи в морщинах. Антиквариат в доме

Дом – место жизни тела и души. Для тела важно, чтобы жизнь была устроена максимально удобно. Для души важна красота. Бальзам для души - собирательство. Если человек увлечен собирательством, ему нужны контакты, адреса и доброе слово... Он выберет, а я, если надо, отредактирую. Он найдет, а я придумаю, куда поставить…

Обсуждение (1)
Мастер-класс / все
«Удивление других – это энергия, которой люди питаются»…

«Когда речь идет об авторских изделиях, главная цель – сделать произведение искусства. Уверен, будущее - за авторскими изделиями! Выбора-то все равно нет. Казалось бы, все на рынке есть! И ничего нет… Потому что все - одно и то же», - говорит художник и дизайнер Сергей Суровцев

Мастер-класс / все
«Ковка – та же «ювелирка». Ощущение металла то же, только другой масштаб»….

«Кованые изделия – это всегда эксклюзив, статус, примета роскоши. Поэтому интерьеры домов высокого уровня, как правило, наполнены коваными элементами и деталями», - рассказывает Председатель Гильдии кузнецов Москвы и московского региона Павел Пряхин.

Обсуждение (2)
Интервью / все
Изготовление эксклюзивных дверей из ценных пород

В семействе дверей, которые мы произвели на заказ, есть фаворит – модель по проекту наших художников. В ее создании мастера компании продемонстрировали основные техники и умения, которые применяются в изготовлении столярного эксклюзива. Дизайн этой двери предусматривает резьбу и маркетри, отделку серебряной поталью и патинирование античным битумом...

Интервью / все
Краски Sherwin -Williams – 150 лет безупречного качества

Декоративные краски Sherwin -Williams, в России их на специальных условиях представляет «Ампир Декор», - настоящая легенда в интерьерном мире. В палитре бренда более 3000 оттенков, этими красками покрывают тысячи зданий и сооружений на планете - от Белого Дома, терминалов аэропорта Хитроу до самого высокого небоскреба Бурдж-Халифа. Поговорим подробнее о красках Sherwin -Williams.

Интервью / все
Дизайнерские лестничные ограждения Grande forge

Французский производитель лестничных ограждений Grande forge – бренд хорошо известный и очень популярный на премиальном интерьерном рынке. Grande forge – серийное производство с уникальной концепцией. Кованые и литые ограждения лестниц, разработанные дизайнерами, объединены в уникальные по красоте коллекции, их более 20. Фабрика работает и с эксклюзивом…

Интервью / все
Оливер Швайцер. Дизайнерская мебель для ванных - коллекция Legato Villeroy & Boch

Создание безупречно стильной и одновременно функциональной ванной - основная задача Villeroy & Boch, компании, которая символизирует качество, традиции и хороший дизайн. Сегодня эксперт по стилю, один из дизайнеров компании Оливер Швайцер, награжденный премией Red Dot Design Award 2016 за коллекцию Legato для Villeroy & Boch, поделится своим взглядом на дизайн.

Интервью / все
Ограждение душевой. 5 преимуществ работы Студия Модерн

Специфика компании Студия Модерн - лучшие изделия из самого качественного закаленного стекла, в частности душевые перегородки, которые производятся практически без ограничений по размерам, дизайну, видам обработок и фурнитуре. В чем же заключается особенность работы с премиальными интерьерами, и что означает понятие «дорогая душевая кабина»…

Мастер-класс / все
Гостиная на заказ

Оформление гостиной всегда основано на ярких, привлекающих внимание решениях. Создавать поистине парадный вид гостиной проще всего, применяя эксклюзивные столярные изделия, которые выполняются по авторским эскизам на заказ в интересном дизайне из ценной древесины в ярких отделках. Все эти конструкции можно условно разделить на 2 группы…

Интервью / все
Высокий уровень сервиса в создании высоких интерьеров

Премиальность Modenese Gastone заключается в том, что бренд создает комплексные решения по созданию интерьеров и предлагает не просто мебель, а стиль, роскошь, атмосферу. Именно поэтому заказчики, архитекторы и дизайнеры обращаются к нам не столько за предметами меблировки, а именно за комплексными решениями оформления интерьеров...

Интервью / все
Поговорим о лестницах. Дизайн, проектирование, изготовление

Из всех типов столярных конструкций лестницы из дерева относятся к самым сложным изделиям. Это инженерные сооружения с четким функционалом и серьезной эргономикой. Лестница в доме должна быть удобна для детей, взрослых, молодых и пожилых людей. Наше производство проектирует, изготавливает и монтирует все существующие виды деревянных лестниц.

Разговор на тему / все
Премиальная бытовая техника Gaggenau, V-zug, Sub-Zero, Wolf

Наряду с мебелью и текстилем MOBILIERE поставляет на российский рынок элитную бытовую технику. Инновационные технологии, безукоризненный дизайн, высочайшая функциональность встраиваемой кухонной техники ведущих мировых брендов Gaggenau (Германия), V-Zug (Швейцария), Sub-Zero/Wolf (США)...

Интервью / все
Интерьеры из дерева. Производство на заказ без ограничений

Сегодня на эксклюзивные столярные изделия, изготовленные на заказ, спрос велик по-прежнему, а вот география производств изменилась - их все реже заказывают в Европе. Такие столярные конструкции самого высокого качества производят в России и в Белоруcсии. Это изделия по авторским проектам из великолепной древесины, в безупречной обработке по привлекательным ценам.

Интервью / все
Мы экономим Заказчику миллионы денег и нервы, которые стройка выматывает годами…

Строительство домов премиального уровня невозможно без Управляющей компании. В чем суть работы УК? Минимизация рисков: сроки, качество, деньги – вот три кита работы УК. Мы стоим 5% от общей суммы всего объема, но в конечном итоге экономим Заказчику миллионы денег, нервы, которые стройка выматывает годами, и жизнь. Ведь надо успеть пожить в том, что построил!