МУАР: Выставка «Точка зрения»

А.И. Хамцов. Вид части Московского Кремля со стороны Васильевского спуска. Реконструкция на XVI в. 1972 Бумага, фломастер, карандаш Р V 8176-4 (Фонд обмеров)

Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова» сегодня открылась в МУАРе.

Выставка, посвященная творчеству архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994), представит уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей, которые создал в 1950-е – 1980-е годы известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов. Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.

В год 110-летия со дня рождения Алексея Ивановича Хамцова музей ставит перед собой важную цель – представить его посетителям выставки в разных ипостасях профессиональной деятельности. В первую очередь – как реставратора памятников архитектуры, чему посвящен раздел на втором этаже Флигеля «Руина». Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награжден медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться с многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры.
 

Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область Фото Сергея Шандина

Еще один раздел выставки посвящен реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Целью всех реставрационных работ этого периода было скорейшее восстановление памятников архитектуры государства-победителя. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки.

Свой досуг Алексей Хамцов также отдавал Москве: в 1960-1980-х годах он создал множество рисунков с видами известных московских памятников архитектуры, часть из которых демонстрируются на выставке. На выставке представлены рисунки архитектора, выполненные во время служебных поездок и личных путешествий по России и разным странам, причем их география весьма обширна: Прибалтика, европейские государства и даже Шпицберген. Ему были равно подвластны любые графические техники – карандаш, акварель, мелки. А в середине 1960-х годов Хамцов стал одним из первопроходцев в освоении фломастера как средства художественной выразительности.

На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, современные фотографии.

Кураторы: Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно-графических фондов XVIII XIX вв. Музея архитектуры имени А.В. Щусева; Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

«Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова»
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева
Москва, Воздвиженка 5/25, Флигель «Руина»
3 апреля – 9 июня 2024
 

А.И. Хамцов. Церковь Зачатия Анны, что в Углу на фоне гостиницы «Россия», Москва 1977. Бумага, фломастер, цветной карандаш. Р V 8156 (Фонд обмеров)

Тэги: выставки
Крупным планом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Архитектор месяца