Мнения. XIII фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома»

Об итогах прошедшего фестиваля мнением поделились заместитель генерального директора «Дома на Брестской» и организатор фестиваля Елена Крутина, член жюри фестиваля архитектор Андрей Горожанкин и участник выставки архитектор Алексей Козырь.

Организатор фестиваля Елена Крутина, заместитель генерального директора «Дома на Брестской»

На мой взгляд, фестиваль получился особенно сильным. Было много крепких, профессиональных и в том числе инновационных проектов. Он показал интересную тенденцию: заметно вырос общий средний уровень проектов. Поэтому, к сожалению, многие крепкие работы (скажем, дома компании «А-Лен», Nefaproject), которые в иные годы могли бы стать победителями, призерами не стали, но явились прекрасным примером того, что архитектура в России развивается в правильном направлении.

Особенно «звездной» стала номинация «Реализованный загородный жилой дом». Жюри было непросто выбирать лучшие проекты, по этой причине места в этой номинации удвоились. Мои предпочтения по большей части совпали с выбором жюри. Первое место раздели два абсолютно непохожих, но одинаково крепких проекта – роскошный дом премиум-класса Антона Мосина и экономичный и более близкий к российской стилистике проект Николая Белоусова.

Для себя я отметила работу бюро L-SK – дом в стилистике «жилого» минимализма, с удобной планировкой и деревом в отделках, который вполне достоин призового места. А также проект дома из дерева команды FAS(T) и интерьер кафе-бара Fanky Банки, где главная деталь – железная банка, созданный архитекторами бюро «Планар». Оригинально свежо, стильно… Немало было и интересных работ в жилом интерьере таких, как «Кухня белого дома» бюро ArchiVolto, дом в Пестово Марии Ватолиной.

Жюри приняло решение расширить номинацию «Деталь интерьера» и применить ее не только к интерьеру, но и архитектуре в целом. Пример тому – «Дом-пазл» Тотана Кузембаева.

Эта же участь постигла номинацию «Декорирование интерьера» (архитектурное бюро «Терра» с проектом «Домик с трельяжем» взяло 3 место). Кроме того, организаторы пришли к выводу, что жюри необходимо усиливать профессиональными декораторами и дизайнерами: архитекторы, которые всегда в жюри преобладали, не столь искушены в теме декорирования, поэтому в этот раз многих участников постигло разочарование…

В этом году не было Гран-при. Видимо, жюри не увидело супер-инновационного проекта. На прошлом фестивале Гран-при выиграл дом архитектора Петра Костелова, чей фасад был исполнен в стиле пэчворк и отделан различными материалами, в том числе и черенками лопат. Это была абсолютная революция, поэтому жюри практически единодушно дало ему высшую награду! В этот раз такого «Ах!» не было. Но это обычная для нашего фестиваля практика: по статистике Ган-при дается, как правило, раз в три года.

Член жюри фестиваля Андрей Горожанкин, архитектор, руководитель персональной мастерской

В этом году фестиваль был представлен сильными работами в формате частного загородного строительства и частного интерьерного дизайна. Он продемонстрировал умение современных архитекторов работать в условиях экономного бюджета с достойным результатом.

Выбор жюри совпал с моими личными предпочтениями. Каждый победивший проект – колоссальная работа и самобытное явление. Посетителей фестиваля особенно заинтриговали проекты Mossinepartners и архитектурной мастерской Н.В.Белоусова - рафинированный и бескомпромиссный стеклянный параллелепипед и деревянный дом, вросший в мост над оврагом. Они оба являются образцами разумного отношения к ландшафту. Дом-павильон из молочно-белого стекла архитектора Мосина аккуратно инкрустирован в природный ландшафт участка. Металлодеревянный «дом-мост» Белоусова оправдывает дополнительные затраты во имя сохранения природного объекта-оврага.

Из идеи интеграции здания в окружающую среду выросли и объекты, занявшие второе место: «Дом яхтсмена» Плоткина – роскошная урбанистическая вилла, разобранная на три структурные части, и «Дом с арт-галереей» бюро Robot architects (г.Самара) – скромная компактная постройка с линейной структурой и силуэтом «горы».

Третье место в номинации получил дом бюро «Гикало и Купцов» - за артистизм и новое модернистское звучание традиционных в строительстве материалов. Узнаваемый «дощатый забор» трансформирован в фасадную часть застройки с поворотом на 90 градусов.

Особенно хочется отметить проект Алексея Козыря – кафе STUDIO 24, получивший первую премию в двух номинациях: «Общественный интерьер» и «Деталь интерьера». В темном двухуровневом пространстве кафе внимание удерживает освещенная бетонная стена. На стене высечены вертикальные барельефы растительного характера. Перегородки и потолок антресольного уровня выполнены из светлых деревянных реек, сквозь которые видно бетонную стену с барельефом. Метафора проекта – свет сквозь стволы деревьев в лесной чаще. Ясный план, мгновенная ориентация в пространственной структуре, игра света и тени, искусство владения пластикой и физикой бетона, мощное настроение – обе премии присуждены проекту за «искусство интерьера» и «искусство в интерьере». Как всегда мощно выступил архитектор Алексей Левчук (г. Санкт - Петербург). Интерьер квартиры он решил двумя росчерками в лучших традициях концептуального модернизма.

Гран-при в этом году не было. Гран-при присуждается проекту-событию, который меняет представления людей о жизни. Такое происходит не каждый год, и это совершенно естественно. Мне запомнился Гран-при, присужденный проекту экологического отеля в Днепропетровске (автор проекта Ю. Рынтовт (г.Харьков). Сооружение из глины, дерева и соломы демонстрировало возможность трансформации технологий строительства жилья нашими предками, когда дома строились вручную, без механизмов. Архитектурную инновацию оценили не только специалисты, но и инвесторы, которые позволили автору ее блестяще реализовать. Сегодня этот проект является достоянием мировой архитектуры.

Участник выставки Алексей Козырь, архитектор, руководитель персональной мастерской

Фестиваль в целом мне не понравился. Кроме 3-5 известных имен отметить больше некого. Спасибо организаторам, что премировали нас, но большого архитектурного откровения фестиваль не продемонстрировал. Особенно слабо выглядели интерьеры. Это отражает общую ситуацию отрасли, где последние лет 5 существует определенная стагнация.

Я отметил работу Владимира Плоткина и Ольги Головиной. Они как всегда выступили чрезвычайно достойно. Интересен дом из железа архитекторов Виталия Стадникова и Марата Гареева (бюро Robot Architects) из Самары, а также проект загородного дома Константина Ларина (бюро «Прогресс 88»). Удивило, что достойным образом не отметили Тотана Кузембаева с его проектом «Дом-пазл». Он, на мой взгляд, заслуживает куда большей оценки.

Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация